МОСКВА, 14 мар — ПРАЙМ, Анна Киселева, Антон Мещеряков. Российские интернет-ритейлеры вступили в активную фазу защиты своих интересов: они настойчиво требуют снижения ставок эквайринга, отстаивают легализацию онлайн-торговли лекарствами и алкоголем, призывают к равным условиям для отечественного и иностранного бизнеса. О том, как Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) переходит от слов к действию и какие конкретно решения она предлагает, рассказал агентству «Прайм» ее президент Артем Соколов.
— Как сейчас обстоит ситуация с законопроектом о легализации интернет-торговли алкоголем?
— Законопроект вернулся на доработку в Минфин, к нему есть большое количество замечаний. Минздрав считает, что, если открыть доступ к алкоголю через интернет, население начнет спиваться. На наш взгляд, покупателями онлайн-магазинов будут приличные люди, а не маргиналы, но, если такие опасения есть, можно ввести ценовую планку, например, продавать алкоголь в интернете только от двух тысяч рублей.
Другое дело — аргументы, которые касаются контроля возраста покупателя и времени продажи. Мы предлагаем встроить в сайт интернет-магазина форму авторизации через банк. Если я авторизовался через банк, у меня появляется возможность заказать алкоголь, если нет — кнопка “Купить” не работает.
Курьер в свою очередь может идентифицировать клиента с помощью sms с кодом подтверждения или через QR-код. То есть надо будет считать QR-код тем устройством, с которого я авторизовался. Я сомневаюсь, что дети отберут у своих родителей сразу телефон, карточку и паспорт на, чтобы заказать бутылку пива.
Эксперты фиксируют в РФ массовые кибератаки от имени известных ритейлеров
Конечно, такой способ резко сократит количество заказов, потому что покупатель в половине случаев не сам получает посылку. Но, если будет возможен только такой вариант торговли, то он нас устроит. Даже несмотря на то, что этот контроль будет намного жестче, чем в обычной рознице.
— С какими банками обсуждали этот механизм?
— Мы предварительно поговорили со Сбербанком и Альфа-банком. Они говорят, что это выполнимо. Мы даже готовы продемонстрировать, как это можно реализовать. Возможно, мы представим свои предложения Минфину, чтобы они смогли учесть технологическую идею при доработке законопроекта.
— С 1 января порог беспошлинного ввоза интернет-покупок в Россию был снижен до 500 евро. Привело ли снижение порога к увеличению покупок в российских интернет-магазинах?
— На мой взгляд, обсуждение порога беспошлинной торговли, изменений этого уровня — это неправильный подход в принципе. Не нужно обсуждать его уровень – никакого порога вообще не должно быть. В Китае его отменили еще в 2016 году, Европа планирует сделать это с 2021 года.
Покупка на сайте зарубежного магазина ничем не отличается от покупки на сайте российского интернет-магазина, поэтому условия для них должны быть одинаковыми. Налоговый режим для зарубежных интернет-площадок сейчас на 30% легче, чем для российских. Как результат, доля иностранных компаний на нашем рынке e-commerce растет с каждым годом.
— Можно ли обозначить долю?
— Если в 2010 году она составляла 8%, то сейчас это 38-40%. То есть, если мы возьмем объем средств, потраченных россиянами на покупки в интернет-магазинах, то 40% этих денег ушло в зарубежные магазины, а 60% — в отечественные.
Рынок может развиваться только тогда, когда все играют по одним правилам. Могу привести в пример “налог на Google”. Он прекрасно администрируется. Аналогичный механизм можно применить к иностранным интернет-магазинам, работающим в России.
Вы спросите: цены же вырастут? Они не вырастут. Напротив, они могут даже снизиться из-за усиления конкуренции. Представьте себе, что 100 продавцов повысят цену, еще 100 оставят ее на прежнем уровне. А еще 100 продавцов – цены снизят. К кому вы пойдете за покупками? Конкуренция очень быстро все расставит на свои места. Но она должна быть справедливой. А сейчас все наоборот.
— В последние месяцы развернулась бурная дискуссия вокруг ситуации со ставками эквайринга – ритейлеры просят об их снижении, представители банков и регуляторов говорят, что это нецелесообразно. Как сейчас развивается ситуация? И действительно ли существует знаменитая ставка в 3%?
— Да, она существует. Для крупных компаний с многомиллиардными оборотами ставка составляет 1,6-2,1%, для компаний среднего звена — 2-2,5%. Для малого бизнеса, кончено, установлены самые высокие тарифы. Например, в интернете они достигают 3,7%.
Недавно я вернулся из Китая. Там самая высокая ставка – 0,1%. И сам принцип, по которому работают платежные системы, очень сильно отличается. При этом существуют и мили, и бонусы, и программы лояльности. А объем безналичных платежей стремится к 100%.
Нам рассказывают сказочные истории о том, что вырастет стоимость обслуживания счета. Так вот в Китае она даже ниже, чем у нас. Примерно 20 рублей в месяц и это уже с сервисом, который отправляет вам sms обо всех совершенных операциях.
Мы считаем, что эквайринг в России не должен стоить дороже 0,2-0,3%, а со временем можно дойти и до 0,1% как в Китае. Этому может способствовать только полное изменение подхода к платежам. Чем ниже тариф, тем больше торговых точек начинают принимать безналичные платежи, а люди получают возможность расплачиваться в любом месте тем способом, которым им это удобно.
Как вы знаете, мы обратились в ФАС с просьбой возбудить дело в отношении Visa и Mastercard. Эти платежные системы занимают доминирующее положение на рынке, и мы считаем, что они своим положением злоупотребляют. Мы рассчитываем, что наше обращение будет рассмотрено в соответствии со всеми требованиями и процедурами.
Однако я могу пообещать, что, если наши аргументы не будут приняты, мы будем жаловаться в органы прокуратуры на бездействие антимонопольной службы. Потому что в таком случае лично у меня появляются вопросы к функционалу антимонопольного органа: он должен противостоять монополиям, а не защищать их.
Рынок платежных карт высоко концентрирован. Правила, установленные платежными системами, дают отдельным игрокам банковского сектора преимущество перед остальными. Сложившаяся ситуация приводит к целому ряду негативных последствий. Например, препятствует развитию системы быстрых платежей.
— Как идут переговоры с ЦБ по системе быстрых платежей? Когда быстрые платежи появятся в ритейле?
— У нас есть рабочая группа, где мы выступаем в качестве экспертов со стороны ритейла. Мы обсуждаем три сценария: это оплата товаров при помощи QR-кода, Instant Invoicing («мгновенное выставление счетов») и Direct Debit.
В сценарии Instant Invoicing потребитель получает на свой телефон сформированный счет на покупку, оплачивает его через удобное ему банковское приложение, а затем получает в sms кассовый чек. Таким образом, мы имеем современный платежный инструмент, в котором совсем нет пластиковых карточек. Менеджер спросил все, что ему нужно знать и номер телефона, и дальше по номеру телефона выставил тебе счет. Ни касса не нужна, ни оборудование, ни кассир как таковой
При оплате товаров или услуг через QR-код (когда код появляется на экране у покупателя или продавца, а затем считывается) у ритейлера исчезает потребность покупать эквайринговые аппараты. Такие платежи будут намного дешевле, чем платежи по картам.
Последний вариант — это Direct Debit, который сейчас в России запрещен. Он напоминает подписку: покупатель дает продавцу право списывать с его счета деньги при каждом заказе. При этом не требуются дополнительные подтверждения.
Мы ожидаем, что тестирование системы быстрых платежей начнется в российских магазинах уже в августе.
— На какой стадии находится обсуждение законопроекта о дистанционной продаже лекарств? АКИТ неоднократно обращалась в Госдуму и правительство с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта. Какие шаги планируется предпринять для более оперативного рассмотрения проекта?
— Мы сейчас готовим и согласовываем со всеми ритейлерами набор обязательных требований при онлайн-продаже лекарств. Это будут требования к сайту, к размещаемой на нем информации о препаратах, к доставке и транспортировке, к ассортименту при дистанционной торговле и ряд других. В частности, будут определены условия перевозки лекарств и соблюдения температурного режима, требования к курьеру и упаковке.
Козак до конца марта ждет предложений ведомств и отраслевых союзов по тарифам эквайринга
Законопроект, который сейчас находится в Госдуме — рамочный, он не устанавливает конкретных требований к продавцам и доставке препаратов. Чтобы объяснить, как интернет-торговля лекарствами будет выглядеть на практике, мы готовим свод правил, которые должны быть приемлемыми для всех игроков рынка. К разработке этих требований могут присоединиться все желающие.
— Если при онлайн-покупке лекарств я увижу нарушение этих правил, куда я смогу обратиться?
— У нас есть контролирующее ведомство — Росздравнадзор. Оно следит за исполнением всех правил и очень жестко наказывает нарушителей.
— Как может развиваться рынок онлайн-торговли лекарствами после принятия соответствующего закона? Каким может быть динамика рынка в течение первых года-трех лет?
— На мой взгляд, рост может быть кратным. Дело в том, что доля продаж легальных игроков сейчас ничтожна — 2,5%. Она может дорасти до 10%. Сейчас общий объем рынка фармпрепаратов составляет порядка триллиона рублей. То есть до 100 миллиардов рублей может дорасти.
— За какой период?
— Это горизонт пяти лет. Как только включатся интернет-компании, этот рынок получит новый импульс для развития.
— Можете ли вы оценить объем рынка электронной коммерции в России по итогам 2018 года? Насколько он вырос по сравнению с предыдущим годом? Какую динамику вы ожидаете в 2019 году?
— Рынок растет, причем у кого-то кратно, а у кого-то на 10-20% в деньгах. Но есть и проекты, которые перестали существовать. В частности, ряд компаний вывел свой бизнес из России, закрылось несколько довольно “оборотистых” интернет-магазинов.
Когда мы делали прогноз, мы предполагали, что объем рынка интернет-торговли по итогам 2018 года будет 1,25 триллиона рублей. Сейчас думаю, что он будет больше. Среди членов АКИТ мы видим довольно серьезный рост, у крупных проектов прирост 30-70%.
В 2018 году в лидеры вырвалась категория доставки продуктов питания. Есть ощущение, что она еще выстрелит. И, если сейчас food занимает доли процентов, то, на мой взгляд, в будущем категория может дорасти до 8%. Второй по темпам роста категорией в прошлом году стали товары для детей. Наши площадки развиваются и выходят в страны СНГ. И теперь в Казахстане, Белоруссии, Армении начинают появляться такие сервисы, как примерка одежды на дому, доставка день в день, клиентская поддержка и так далее.
Источник: