Статистические данные последних лет говорят о том, что Россия в настоящий период занимает первую строчку по зависимости от известных модных марок – брендов. Второе место уверенно занимают Соединенные Штаты Америки, третье – Польша. При этом большая часть европейских стран не придает этому вопросу особого значения.
Объяснение кроется в том, что жители 1/6 части суши лишь совсем недавно получили возможность покупать товары от известных отечественных и мировых производителей. Девяностые годы и начало XXI века прошли под знаком рынков и дешевых азиатских товаров широкого потребления. В связи с этим люди не могли купить хороший товар оптимального качества по умеренной цене. Рухнувшая советская эпоха, которая провозглашала тотальное равенство всех слоев населения, сформировала положительное отношение граждан к понятию «бренд». Бренд стал приравниваться к успеху.
Россияне гонятся, прежде всего, за престижными марками автомобилей, мобильных телефонов и сигарет. Одежда, парфюмерия и средства гигиены идут следом. Но психологи не признают погоню за брендами как стремлением к успеху и относят данное явление к области психологических расстройств и личностной неуравновешенности. Но самое страшное – погоня за товарами известных марок может перейти в прямую зависимость и принять наиболее тяжелые формы. Человек перестает покупать те товары, которые не находятся на слуху, поэтому львиная доля его бюджета будет уходить на банальную переплату за имя.
Данное явление на научном языке называется «мания лейбла» и признается одной из разновидностей «мании шопинга» (шопомания), равно также как и «мания распродажи». Когда желание покупать вещи от известных производителей на распродажах, да еще и в огромных количествах, достигает просто катастрофических масштабов, можно уже говорить о частичном расстройстве личности подобного «маньяка». Данным негативным проявлениями в основном подвержены представительницы прекрасного пола.
Выявлены четкие психологические предпосылки зависимости от брендов. Это одиночество, депрессия и низкая самооценка. Человеку кажется, что весь этот внешний лоск делает его лучше в глазах окружающих и заставляет их говорить о нем в более позитивном ключе. Но стоит помнить, что при покупке товара прежде всего нужно оценивать соотношение цена-качество, а лишь только после этого смотреть на марку. Далеко не всегда имя означает качество. Это нужно помнить при совершении любой покупки.
Источник: