Когда я слышала в транспорте, как бабушки перед наступлением нового учебного года, беседуя между собой, говорят: «Надо будет в храм зайти, свечечку поставить.» я не придавала этому особого значения. До тех пор, пока знакомая, вроде бы умная женщина, и носитель аж двух высших образований (одного еще советского, одного — полученного уже в постсоветское время) не сказала мне эту же фразу в отношении своей внучки — та идет в школу, и надо бы попросить «о лёгкой учебе» Богородицу…
На мой недоуменный вопрос: «А как ты-то училась???» — она мне заявила — «Так времена-то другие были.».
Угу. Времена были другие. И она стремилась к знаниям сама, она с гордостью рассказывала мне, что родители никогда не спрашивали «что задано». А теперь времена новые. И внучка учится так-сяк.
Так что же случилось со страной за 30-ть прошедших лет? Где мы свернули не туда, ведь в моём детстве, пришедшемся на конец 70-х — начало 80-х, мои ровесники увлеченно смотрели «Очевидное — невероятное», завидовали тем, кто выписывал «Науку и жизнь» или «Химию и жизнь», брали эти журналы в библиотеке, если не доставалось подписки?
А «Знание — сила», «Моделист-конструктор», «Техника — молодежи» и любимый моим отцом журнал «Радио»?
Самое страшное, что сделали разрушители Советского союза, так это то, что они отринув советский образовательный проект (а советская идеология этот проект считала совершенно необходимой частью воспитания населения), заполнили образовавшуюся пустоту шлаком из потребительства и мистики.
Я помню, как начиналась эта, надо понимать, целенаправленная компания, как при Горбачеве пошли первые передачи про Вангу, как ко мне в МИСиС прикатывала Джуна Давиташвили (да, я видела этот цирк в исполнении одной, весьма самовлюбленной дамы), как потом на экранах появились, как грибы после дождя Кашпировский, Чумак, Лонго…
Хотелось бы напомнить читателям, что на рубеже 1990 года в СССР действовало 7 973 организаций, выполнявших научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы, в них работало почти два миллиона специалистов.
Ученые были уважаемы в обществе, более того, даже если вы вспомните т. н. «лагерную прозу», к которой очень любят апеллировать нынешние «либерал-демократы», то заметите, что авторитет «умников» действовал даже среди весьма специфического контингента…
В СССР учеба, необходимость постоянного пополнения багажа знаний пропагандировалась с детского сада, с самой младшей школы:
Делится опытом
Петя с отцом:
— Главное,
Выйти с веселым лицом!
Помни, Тебе не поможет
Шпаргалка!
Зря с ней провозишься,
Времени жалко!
Учатся взрослые
После работы.
С книжкой идут
На экзамен пилоты.
С толстым портфелем
Приходит певица,
Даже учитель
Не кончил учиться! © А.Барто
В школе отличники тоже пользовались уважением, и, вдвойне, — «не зубрилки». Сама была такой, поэтому знаю, о чем говорю.
А вот дочери уже было сложнее, и, чтобы нивелировать сложности, деточка занималась фехтованием — а, как известно, умная голова в сочетании с тяжелой рукой и быстрой реакцией способна внушить почтение даже поклонникам популярной тогда «Бригады».
После краха СССР «образованных» принесли в жертву Мамоне. Но, что одновременно обидно и забавно, наработками этих «никчемных умников» пользуются до сих пор — и в военной отрасли, и в остатках космической, и проч. Принесенные «в жертву» ученые и прикладники частью покинули этот свет, частью — страну, частью — остались выживать, причем выживать тяжело и грустно, а глубинный народ, поглядев на это дело, сделал выводы, что «во многия мудрости много печали», а вода из источника знаний весьма горька и крайне непитательна.
Осознав, что теперь, на расцветшем среди останков «эры Просвещения» феодально-капиталистическом базаре бал правят ушлого вида пассионарии, которым смешно слышать про «труд ради общественного блага», а образование легко заменяется купленными «корочками» и такими же «типа диссертациями», общество пошло по лёгкому и крайне соблазнительному пути мистики.
Мистическое сознание проще в восприятии, а, главное, снимает с человека ответственность за результат: «ну не дал Всевышний милости, ну что поделаешь… Эх, грехи наши.».
И даже супер-пупер элитные российские школы существуют больше не для образования, а для «нужных знакомств», а заодно как элементы карго-культа, как подражание западным «питомникам элит».
Что мы имеем в итоге? Неуважение к знаниям, подкрепляемое боязнью этих самых знаний и их носителей на государственном уровне (вспомним недавний закон о просветительстве), ведет к падению общего уровня, к торжеству всякой мистики и конспирологии, и, естественно к молениям о «легкой учебе» на самом низовом уровне.
То, над чем смеялись в СССР
Собираясь на экзамен,
Валя говорила:
— Если только палец мамин
Окунуть в чернила,
Если я перед доскою
Как-нибудь украдкой
Ухитрюсь одной рукою
Взять себя за пятку,
Если, сняв ботинок в школе,
Повторю заклятье,
А потом мешочек соли
Приколю на платье,
Если я в троллейбус новый
Сяду на Садовой,
А в троллейбусе вожатый
Будет бородатый,
Если я в пути не встречу
Ни единой кошки
Или вовремя замечу
И сверну с дорожки,
Не покажется священник
В нашем переулке
И дадут мне дома денег
На кино и булки,
Если я зашью монеты
В фартук под оборки, —
То, по всем моим приметам,
Получу по всем предметам
Круглые пятерки!.. © С. Я. Маршак
стало нашей новой реальностью и приметой торжества «духовных скреп», именуемых оккультизмом.
С наступающим нас!
Источник: