После майской авиакатастрофы в «Шереметьево» крымчане стали избегать полетов на Sukhoi Superjet 100. Однако число этих самолетов в парке авиакомпаний, летающих в Крым, продолжает расти. «Примечания» поговорили о надежности самолета с авиаторами и администрацией аэропорта «Симферополь».
15 июня Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «ИрАэро» доставил первых пассажиров из Москвы в Крым. Самолет встретили традиционной аркой из водных струй, первому сошедшему с трапа пассажиру были вручены подарки. SSJ из московских аэропортов Жуковский и Домодедово будут летать четыре раза в неделю и продлятся до 21 сентября. Возможно, летом SSJ будет летать в Симферополь и из Иркутска, говорит руководитель пресс-службы авиакомпании Николай Бессонов.
Это не единственные SSJ на крымском направлении: самолеты давно используют другие компании. Между тем, после авиакатастрофы в аэропорту «Шереметьево» 5 мая пассажиры начали массово отказываться от полетов на Sukhoi Superjet 100. Часть рейсов самолета по всей стране была отменена, машины не вылетели в пункт назначения. Петицию с требованием запретить полеты самолетов SSJ в России подписали более 215 тысяч человек.
Это не первая катастрофа с участием SSJ100. В 2012 году в ходе демонстрационного полета около Джакарты лайнер врезался в склон горы Салак. Погибли все 45 пассажиров, находившиеся на борту. По официальной версии, причиной ЧП стала ошибка пилотирования.
Жалуются на SSJ100 и сами авиакомпании. ВВС опубликовала выдержки из отчета «Аэрофлота», согласно которым компания считает Superjet наименее безопасным из своего парка. Из документа следует, что только в феврале 2018 года с самолетами SSJ100 в компании произошло 12 инцидентов из 21.
В этом году, еще до катастрофы в Шереметьево, Ирландская авиакомпания «CityJet» – единственный европейский эксплуатант — отказалась от российских «Суперджетов». Следом подобное решение приняла мексиканская авиакомпания «Interjet» — перевозчика не устроила низкая надежность лайнера и острый дефицит запчастей.
Боятся летать на SSJ и в Крыму. Как уже сообщалось, некоторые пассажиры рейса Петрозаводск–Симферополь сдали билеты, обнаружив, что лететь придется на SSJ-100. «Я сдала, потому что SSJ-100. Очень боюсь летать на самолетах, но всё чаще летаю, и боязнь проходит. Про SSJ-100, которым предстояло лететь в Крым, прочитала очень много и сдала билет», — написала участница обсуждения.
Пользователи соцсетей в крымских пабликах делятся ощущениями от полетов на SSJ100: «Раз 10 на них летал из Крыма, последние разы страшно», — пишет ялтинец. Ему вторят другие пользователи, отмечая, что дело не в агрегатах, а в пилотах, которые ими управляют.
В прошлом году спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече с главой Минтранса Евгением Дитрихом раскритиковала самолет. «Мы же великая авиационная страна, — сетовала она. — Этот Sukhoi Superjet 100 сделали. Ну, кому он нужен? Он не годится для региональных перевозок. «Аэрофлот» говорит: «Купили, стоит у борта». За рубеж никто не покупает. Самолет на самом деле на 80%, если не больше, зарубежный. И чего мы достигли»?
Однако в «Росавиации» заявили, что вводить ограничения на полеты SSJ100 не планируют.
Мнения скептиков не разделяют и в «ИрАэро». В парке компании — девять SSJ100 и три Боинга. Последние задействованы на чартерных перевозках во Вьетнам, Турцию, Китай, Испанию и на вновь открывающихся рейсах из Владивостока в Москву.
В компании не отрицают, что после происшествия в Шереметьево пассажиры сдавали билеты. Но перевозчик списывает отказы на эмоциональную реакцию. «Эмоции улягутся и люди перестанут бояться «Суперджетов», да мы уже это видим по 100%-ной загрузке рейса Москва – Симферополь», — уверяет руководитель информационной службы.
В «ИрАэро» настаивают, что SSJ100 – один из лучших современных пассажирских самолетов. Кроме того, компания возможно даже расширит авиапарк «Суперджетов». «Трагедия в Шереметьево не дает нам никаких оснований отказываться от использования этой замечательной машины. Мы уверены, что критика в адрес «Суперджетов» совершенно безосновательна. Мы хорошо умеем летать на этом самолете, он нравится нашим пассажирам и пилотам, и мы с удовольствием будем эксплуатировать его дальше».
В авиакомпании сообщили, что в 2016 году «ИрАэро» перевезла на «Суперджетах» 36,8 тыс. человек, в 2017 — 66 тыс. пассажиров, в 2019 году — 286 тыс. человек. «За все это время каких-либо серьезных происшествий с данными самолетами, с людьми на их борту не было. Это самый весомый наш аргумент», — заключил г-н Бессонов.
Как сообщили «Примечаниям» в пресс-службе аэропорта «Симферополь», ни одна компания, летающая в Крым, не стала отказываться от SSJ100 после майской катастрофы. В аэропорту говорят, говорят, что на «Суперджетах» в Крым по-прежнему продолжает летать большинство компаний. «И «Аэрофлот» летает, и «Азимут». Многие компании, летающие в Крым», — заявили в пресс-службе крымской воздушной гавани.
Уточнить какие именно перевозчики сохранили верность SSJ100, оперативно нам не смогли. Воздержались здесь и от ответа на вопрос: планируется ли дальнейшее увеличение числа «Суперджетов», летающих в Крым: «Это вопрос к авиакомпаниям», — заявили в пресс-службе аэропорта «Симферополь».
Если говорить о цене перелета, то полеты на SSJ100 компании «ИрАэро» не дешевле билетов на рейсах других компаний, летающих на Airbus и Boeing.
Порой Эйрбасы и Боинги даже дешевле – хотя всего лишь на 100-200 рублей:
Стоит ли пассажирам избегать SSJ?
Давать персональные рекомендации на этот счет не готов сегодня ни один из специалистов. Ориентироваться на публичные заявления госчиновников и авиакомпаний вряд ли стоит – их интересы далеко не всегда совпадают с интересами рядовых граждан. На разработку, производство, закупку и лизинг SSJ потрачены большие деньги, для государства это демонстрация суверенитета в сфере почти утраченного Россией гражданского авиастроения, поэтому отказываться от эксплуатации «Суперджетов» у нас не будут.
Но за свою жизнь и за жизнь своих близких отвечаем мы сами, и тут каждый пассажир должен принять решение сам. Узнать точно марку самолета вы можете в авиакомпании – до того, как оплатите рейс.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
Источник: