Ирина Гусева | Фото: er-gosduma.ru
Количество жалоб на качество и доступность медицинской помощи в федеральных медорганизациях (ФМО) растет. В Госдуме связывают это с изменениями в законе об ОМС, вступившими в силу в 2021 году.
Мониторинг правоприменения закона о реформе системы ОМС, вступившего в силу 2021 году, показал неутешительные результаты. Об этом сообщила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Ирина Гусева. Ее выступление опубликовано на сайте фракции «Единая Россия» в нижней палате парламента 28 апреля.
Депутат ссылается на данные об обращениях граждан в страховые медицинские организации (СМО). По информации Всероссийского союза страховщиков, объем жалоб пациентов на качество и доступность медицинской помощи в 2021 году растет.
«В первом квартале количество таких обращений увеличивалось с динамикой более 30–50% в месяц. Причем весьма существенным оказывается объем обращений на взимание в ФМО денежных средств с пациентов (показатель достигает 10% в общей структуре обращений) за помощь, бесплатность которой гарантирована государством. В то же время по медицинским организациям, не относящимся к группе федеральных, фиксируется существенно меньший объем таких обращений – в пределах 1–3%, что говорит о наличии серьезной проблемы в организации предоставления медицинской помощи в ФМО», – констатировала Гусева, отметив, что больше всего обращений поступает по Москве, Московской области и Санкт-Петербургу, где сосредоточены ведущие медицинские центры страны.
Напомним: изменения в закон об обязательном медицинском страховании наделили Федеральный фонд ОМС (ФОМС) полномочиями страховщика в отношении контроля и финансирования медпомощи, оказываемой в федеральных медцентрах. ФОМС стал напрямую осуществлять расчеты за медицинскую помощь, контроль объемов, сроков, качества и условий ее предоставления в указанных учреждениях, а также занялся предъявлением претензий или исков за причинение вреда здоровью застрахованного лица.
По словам депутата, в 2021 году появились вопиющие факты отказов в лечении в федеральных медцентрах по причине якобы окончания квот на лечение по ОМС. Гусева привела пример онкопациентки, которая с 2013 года получала лечение в одной из ФМО, но в феврале была вынуждена оплатить из собственных средств не только рекомендованные врачами исследования, но и консультации специалистов по основному заболеванию, хотя имела на руках направление на лечение. Руководство клиники объяснило, что такая ситуация связана с финансовым обеспечением в системе ОМС.
«Хотелось бы понять, как ФОМС осуществляет контроль доступности и качества медицинской помощи в федеральных медцентрах по жалобам пациентов, какие меры по защите прав конкретных граждан уже приняты?» – заявила Гусева.
Она констатировала также, что многие территориальные фонды ОМС, которым перешли полномочия по проведению медико-экономического контроля по предъявленным медорганизациями к оплате счетам, оказались не готовы к этой работе. Это привело к оплате в январе и феврале необоснованных объемов медицинской помощи из-за дублирования счетов и применения завышенных тарифов. Такой подход чреват существенным дефицитом средств на оплату медицинской помощи в будущем, предупредила депутат.
Гусева отметила, что в связи с изменениями в закон об ОМС введен новый трехсторонний договор на оказание и оплату медицинской помощи, при этом действовавшие ранее договоры не были полностью завершены. В результате у ТФОМС не хватает средств на погашение задолженностей перед медорганизациями.
«В первом квартале правительство выделило для урегулирования задолженностей в системе ОМС 29 млрд рублей. Однако очевидно, что этих средств явно недостаточно. По состоянию на 1 апреля сохраняющийся размер долга по оплате за оказанную медицинскую помощь превысил 40 млрд рублей, что говорит о проблемах с финансовой устойчивостью системы», – сообщила парламентарий.
Она напомнила, что спустя четыре месяца с момента вступления в силу федерального закона ряд подзаконных актов, определяющих механизм его реализации, до сих пор не приняты: нет нового порядка по проведению экспертизы медицинской помощи, не откорректирован порядок информационного взаимодействия в системе ОМС и договор о финансовом обеспечении.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода».
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
Источник: