Тотальный контроль: как цифровой рубль поможет следить за тратами россиян

©Shutterstock/FOTODOM

Тестирование прототипа платформы цифрового рубля планируется начать в январе 2022 года. Оно продлится весь год. В пилотную группу в конце июня были отобраны 12 кредитных учреждений. В принципе руководство Банка России не видит препятствий для ускоренного внедрения новой формы национальной валюты. Тем не менее решено на начальном этапе ограничиться экспериментом.

Введение в хозяйственный оборот цифрового рубля – важная составная часть развития отечественной финансовой системы. По замыслу ЦБ РФ, инициатора и разработчика проекта, выполнение задачи расширит горизонт возможностей для населения и бизнеса и будет способствовать оптимизации использования бюджетных средства.

Создание цифровой валюты – не революция, а естественный процесс эволюции денежных систем. Материальная цивилизация прошла долгий путь: от натурального обмена одного товара на другой до безналичных платежей. Форма денег, как товара товаров, постоянно меняется в сторону все большей унификации. Темпы зависят от уровня развития экономических отношений, технологий и финансовой инфраструктуры конкретного государства.

Предстоящая трансформация российского рубля практически идеально укладывается в эту парадигму. Собственно говоря, в первичной функции денег (как меры стоимости товаров и услуг) изначально был заложен потенциал виртуализации. Современный уровень IT-технологий открыл возможности для придания им законченной совершенной формы.

Цифровые валюты, хотя и не имеют вещественного носителя, способны выполнять все функции наличных и безналичных денег. Активные разработки в этом направлении последние годы ведутся в США, Китай уже тестирует цифровой юань. Таким образом, Россия движется в тренде экономик мира.

Годичное тестирование платформы цифрового рубля необходимо ЦБ РФ, чтобы опробовать максимально возможное количество операций – от простейших (перевод обычных рублей в цифру) до более сложных (обслуживание реальных торговых сделок).

Как представляется, число участников эксперимента не ограничится 12 пилотными банками. Регулятор объективно заинтересован в максимально широком вовлечении агентов экономической деятельности. Кроме того, в тестировании нового финансового продукта кроме кредитных организаций примут участие торговые точки, рядовые граждане и органы государственной власти.

Это необходимое условие для адекватной оценки сильных и слабых сторон нового механизма расчетов. Анализ позволит определиться со сроками завершения перехода к полноценному обращению цифрового рубля в хозяйственно-экономической деятельности.

Надо понимать, что речь идет не о какой-то новой денежной единице, а просто о другой форме национальной валюты. Цифровые рубли – те же наличные, что лежат в кармане, и безналичные на банковской карте. С той разницей, что они находятся в специальном кошельке (или на счете), открытом Банком России.

Количество денег, находящихся в обращении, при этом не меняется. Цифровые рубли продолжат выполнять основные функции обычных денег: быть мерой стоимости, средством обращения и платежа, сбережения. А в перспективе могут претендовать на статус мировых денег – для обслуживания международных расчетов.

Несмотря на существование цифрового рубля только в виде учетных записей, виртуальным его можно считать с оговорками, поскольку выпуск и обращение регулируется государством (через Центробанк). Это законное средство платежа, имеющее материальное обеспечение. Его в любой момент можно будет материализовать, конвертировав в наличные или безналичные деньги.

В принципе современные технологии позволяют ЦБ напрямую взаимодействовать с физическими и юридическими лицами на платформе цифрового рубля. Однако регулятор предпочел сохранить посредников в лице коммерческих банков. В противном случае он неизбежно превратился бы в мегаигрока на рынке финансовых услуг, что негативно могло повлиять на общую ситуацию в банковском секторе.

Этим объясняется, что Банк России реализует так называемую двухуровневую розничную модель D. Она позволяет коммерческим банкам по-прежнему зарабатывать на комиссиях. Однако клиенты, проводящие расчеты в цифровых деньгах, все-таки будут в выигрыше. Для них размеры банковских «поборов» директивно ограничиваются. Скорее всего, они не превысят комиссии по быстрым платежам (0,4–0,7%).

Тот факт, что оператором выступает ЦБ, сулит гражданам и бизнесу другие преимущества. В частности, цифровой счет открывается только один (исключение – кошельки для офлайн-операций), но доступ к нему будет возможен через мобильные приложения всех банков, клиентом которых является владелец.

Надо понимать, что новый финансовый инструмент – исключительно платежный сервис, что не предполагает каких-либо дополнительных опций, связанных с депозитными или кредитными операциями. Таким образом, цифровой кошелек не является альтернативой обычным банковским вкладам или кредитованию. Проценты не начисляются и ссуды не выдаются. Зато он гарантирует абсолютную сохранность и мгновенную ликвидность. Перевести, обналичить средства, произвести оплату покупок можно в любой момент, причем без ограничения суммы операции. Это можно сделать, даже если коммерческий банк, где был открыт кошелек, лишится лицензии.

Использование цифровой валюты открывает дополнительные возможности для частного бизнеса и государства. Например, такая опция, как смарт-контракт, может быть востребована в качестве замены классического аккредитива и эскроу-счетов, что позволит повысить скорость и эффективность сделок.

Маркировка цифровых денежных знаков обеспечит абсолютный контроль за расходованием бюджетных средств, что, по логике, должно исключить их нецелевое использование, пресловутые откаты и взятки при госзакупках. Из тени окончательно выйдут и нелегальные доходы населения. В результате система тотального контроля за движением денег граждан и юридических лиц станет реальностью.

Зато заманчивые перспективы открываются в сфере международных расчетов. Возможность интеграции с цифровыми платформами регуляторов стран–партнеров в обход традиционных банковских каналов снизит гипотетические риски ограничения трансграничных платежей в рамках антироссийских санкций. Конечно, это сработает при условии согласования с партнерами, допустим, Китаем или странами ЕАЭС, единых технологических прототипов и синхронизации перехода на них.

Регулятор анонсирует очень важную опцию платформы цифрового рубля – возможность ее использования в офлайн-режиме, то есть без доступа устройства в интернет. Это более чем актуально для отдаленных районов нашей страны, где связь либо неустойчива, либо отсутствует. Проблема в том, что реализация данной функции зависит от целого ряда условий, без соблюдения которых в обозримом будущем она не может быть активирована.

В частности, предполагается обязательное наличие второго цифрового кошелька на мобильном устройстве, который можно будет пополнить только через основной счет. Для этого все равно потребуется выход в интернет. Собственно говоря, готовых технологий для использования цифровых денег в офлайн-режиме ни в России, ни в мире на сегодняшний день нет. Когда они появятся – вопрос к разработчикам.

Можно предположить, что коммерческие банки по мере реализации программы могут столкнуться с оттоком ликвидности и падением доходов. Связано это с тем, что порядка 13% (а у ключевых игроков все 15%) чистого дохода банковского сектора формируется за счет дешевых пассивов – текущих, расчетных и зарплатных счетов, по которым либо вообще не начисляются, либо начисляются символические проценты.

Получается, что с появлением цифрового рубля эпоха легких денег для банков закончится. Катастрофы, учитывая высокий уровень капитализации в банковской сфере, конечно, не случится. Однако финансовые организации, скорее всего, постараются компенсировать выбывающие пассивы.

Один из вариантов – повышение ставок по кредитам. Насколько подорожают займы, зависит от конкуренции на рынке, а также от позиции Банка России. Регулятор может влиять на ситуацию повышением или понижением ключевой ставки, то есть через ужесточение или смягчение денежно-кредитной политики.

Автор – преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна

Источник: narzur.ru

Добавить комментарий

Next Post

СМИ: Военные США рассматривают варианты использования российских военных баз

Вт Сен 28 , 2021
Фото: Марк Милли, Валерий Герасимов Председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Марк Милли обсудил с начальником Генштаба ВС РФ Валерием Герасимовым на прошлой неделе возможность использования американскими военными российских баз