Электронная сертификация в ветеринарной и фитосанитарной сфере может быть реализована с третьими странами быстрее и эффективнее, чем с ЕАЭС
Россельхознадзор считает, что неготовность стран Евразийского экономического союза ЕАЭС к принципиально важному информационному взаимодействию приведет к серьезным последствиям.
Несмотря на активную позицию российского ведомства по этому вопросу, страны-члены Евразийского экономического союза не стремятся к информационному взаимодействию. Зачастую наблюдается намеренное замедление технических процессов интеграции. Россельхознадзор считает, что основной причиной этого является техническая неготовность стран ЕАЭС к использованию современных цифровых технологий, а также незаинтересованность определенных кругов бизнес-сообщества и контролирующих органов власти в обеспечении прозрачности производства и обращения подконтрольных товаров, к которой приводит цифровизация сертификации в частности и контрольно-надзорной деятельности в целом.
К сожалению, и Коллегия по техническому регулированию ЕЭК не только не инициирует, но и не поддерживает усилия Россельхознадзора по инициации этих вопросов для решения на межгосударственном уровне.
Так, в целях реализации интеграционных проектов в сфере фитосанитарии со странами-членами ЕАЭС Россельхознадзором были подготовлены и направлены в Евразийскую экономическую комиссию предложения о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части оформления фитосанитарных сертификатов в электронном виде. Аналогичная работа проведена и в отношении ветеринарных сертификатов. В ЕЭК на рассмотрении находится подготовленный Россельхознадзором проект изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 в части дополнения сведениями, необходимыми для перехода государств-членов на использование ветеринарных сертификатов, оформленных в электронном виде.
Киргизским и казахстанским коллегам Россельхознадзором на согласование были отправлены схемы взаимодействия по интеграции информационных систем в области фитосанитарии. Разработаны планы и утверждены сроки интеграции информационных систем в области ветеринарии с указанными республиками.
Однако со стороны обеих стран отмечается затягивание процессов, срывы ранее согласованных сроков выполнения работ в части практического информационного взаимодействия.
К белорусским коллегам российское ведомство неоднократно обращалось с предложением в максимально сжатые сроки организовать электронную сертификацию, отправляемой в Россию плодоовощной продукции. Россельхознадзором также реализована возможность передачи электронных ветеринарных сопроводительных документов из компонента ФГИС «Меркурий» в информационную систему Белоруссии «AITS – Прослеживаемость» при двусторонней торговле животноводческой продукцией.
Однако эта работа проводится в одностороннем формате и не находит поддержки ни у Евразийской экономической комиссии, ни у входящих в ЕАЭС стран.
При этом в целом с мировым сообществом налажено успешное взаимодействие в рамках интеграции информационных платформ.
Более 10 лет Россельхознадзором ведется работа по автоматизации и цифровизации контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в сфере сельского хозяйства.
Информационные системы Россельхознадзора создавались не только для автоматизации процессов внутри страны, но и для взаимодействия со сторонними программными продуктами, в том числе функционирующими в других странах.
Интеграция информационных систем в области ветеринарного надзора
В области ветеринарного надзора Россельхознадзором разработан комплекс информационных систем (ФГИС «ВетИС»), в который входит 17 интеграционных модулей, разделенных функционально. Среди них такие модули, как ФГИС «Меркурий», ФГИС «Аргус» и АС «eCert», которые обеспечивают электронную ветеринарную сертификацию внутри страны, электронный документ при экспорте и импорте и выдачу разрешений на перемещение животноводческой продукции.
Начиная с 2014 года Россельхознадзором проводится работа с более чем 60 странами мира по вопросам интеграции информационных систем, которая позволит обмениваться электронными документами при взаимной торговле.
Для обеспечения такого обмена при импорте в Россию животноводческой продукции выстроено взаимодействие между компонентами ФГИС «ВетИС» и национальными информационными системами шести стран (Новая Зеландия, Нидерланды, Чили, Беларусь, Казахстан, Австралия) и, посредством интеграции с европейской системой TRACES, с рядом стран-членов ЕС (Австрия, Германия, Дания, Италия, Латвия, Польша, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция).
На этапе согласования форматов передачи данных и уточнения дальнейшего плана работ по интеграции проводится взаимодействие с Бразилией, Перу, Марокко и КНР. Также осуществляются консультации российских технических специалистов для налаживания аналогичной работы с коллегами из Норвегии, Испании, Мексики, Индии и Республики Корея.
Что касается экспортной ветеринарной сертификации, то в системе «ECert» реализована возможность оформления электронных документов на четыре вида продукции, экспортируемой из России во Вьетнам.
Интеграция информационных систем в области фитосанитарного контроля, в том числе контроля за поставками зерна
Россельхознадзором в эксплуатацию введена ФГИС «Аргус-Фито», позволяющая хранить и обрабатывать фитосанитарные и карантинные сертификаты, отслеживать маршрут движения растениеводческой продукции по территории России, вести учет грузов и осуществлять проверку подлинности документов.
Для подготовки к интеграции информационных систем в области фитосанитарии Россельхознадзором направлены обращения в Молдову, Иран, Азербайджан, Грузию и Таджикистан, проведены переговоры и достигнуты соответствующие договоренности с Марокко и Узбекистаном.
Для выполнения требований Китая в специально разработанном Россельхознадзоре модуле «Цербер-зерно» осуществляется регистрация российских производителей, экспортеров, переработчиков, хранителей зерновой продукции, заинтересованных в экспорте в КНР. Система позволяет сократить временные затраты и минимизировать технические ошибки участников зернового рынка при подаче заявок.
Проводится согласование цифровой структуры электронных фитосанитарных сертификатов, которые будут в дальнейшем использоваться при поставках зерновых культур в Китай.
Пресс-служба Россельхознадзора
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода».
Источник: