Источник:
25-летний алматинец, работавший кассиром в одном из казахстанских банков, изобрел схему присвоения денег клиентов, которая безотказно и незаметно работала около 9 месяцев, пишет газета «Время».
Молодой человек устроился в банк осенью 2016 года. Стал сотрудником отдела рассчетно-кассового обслуживания со стабильной зарплатой, бонусами и перспективой карьерного роста.
Однако, видимо, предоставленных возможностей парню оказалось мало. Заметив брешь в программном обеспечении банка, он ею воспользовался и начал присваивать чужие деньги.
Дело в том, что система, оформляющая платежные документы, позволяла создать «платежку» и не закрывать ее.
Работало это так: кассир открывал программу, вносил туда необходимые данные, распечатывал квитанцию клиенту, который переводил куда-либо средства, получив его подпись, один экземпляр оставлял, а другой отдавал клиенту. Но в программе он не завершал операцию, оставляя документ в режиме «Создан». То есть, деньги фактически не перечислялись на указанный счет, а «оседали» в кармане у кассира.
Чаще всего таким образом «оплачивались» автомобильные штрафы. Получалось столько долгое время у банковского сотрудника незаметно проводить свои махинации благодаря тому, что многие казахстанцы до сих пор не пользуются терминалами и интернет-банкингом, привыкнув все делать через кассы.
Получив квиток, они шли в управление дорожной полиции, сотрудники которой не обязаны проверять поступление средств по квитанции, но, доверяя банковскому документу, могут вручную убрать информацию о штрафе из базы.
Таким образом, банк не знал о недостаче, поскольку документы не закрывались, а автомобилисты получали желаемое – данные о штрафах уничтожались.
Прокололся махинатор из-за своей болтливости: он рассказывал некоторым коллегам кое-что о своем «дополнительном» заработке, да к тому же именно у него часто обнаруживались излишки. Кто-то из сотрудников рассказал о схеме в СЭР ДГД Алматы, а в банке началась аудиторская проверка, выявившая крупную недостачу. До февраля этого года кассиру удалось присвоить более 1,2 млн тенге.
Кассира тут же уволили, началось расследование, а затем – суд. Однако в ходе следствия экс-сотрудник погасил нанесенный банку ущерб и им удалось заключить мировую, а в зале судебных заседаний обвинительную статью поменяли на более мягкую.
Также банк просил не наказывать бывшего работника, поскольку, по их мнению, он уже понес наказание, и в итоге компенсировал недостачу и штрафы были оплачены, а информация о них и так была удалена.
В итоге суд решил не наказывать алматинца, мотивируя это примирением сторон, поскольку никто к нему претензий не имел.
Копирование и использование данной информации возможно только с разрешения ТОО "Издательство "Время".