27 января весь мир отмечал скорбную дату — Международный день памяти жертв Холокоста. В этот день 76 лет назад советские войска освободили узников крупнейшего нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау в польском городе Освенциме, в котором зверски уничтожены от 1,5 до 4 миллионов человек.
Германский нацизм является беспрецедентным проявлением зла, величайшей трагедией XX века. У таких преступлений нет и не может быть срока давности. Им нет ни прощения, ни забвения.
Горе, что принес фашизм, глубокими ранами отложилось в сердцах людей, познавших ужасы войны. Не обошла стороной эта тяжелая доля и известного ульяновского художника Вагиса Адельшина, автора картины «Реквием холокосту», которая стала главной работой всей его жизни. Эта грандиозная картина написана масляными красками на холсте, имеет размеры десять метров в ширину и семь метров в высоту, и претендует на статус самой большой картины XX века.
Масштабная работа на тему ужасов концлагерей писалась автором 10 лет. Художник-живописец Вагис Адельшин работал над картиной в Европе, изучал исторические материалы, которые хранятся в музеях в местах бывших лагерей смерти.
К созданию этой величественной картины Вагис Адельшин пришел не сразу, его подвигло тяжелое детство, годы войны. Пропустив эту трагедию через свое сердце художник вложил свои чувства, память и скорбь в это произведение, чтобы потомки могли знать и помнить, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. Память о невинных жертвах геноцида всегда будет служить предостережением об опасностях, которые таят в себе агрессивная нетерпимость к другим народам, фанатизм, расизм, антисемитизм и ксенофобия.
«Я решил написать эту картину пока жил в Европе. Я сам дитя войны и видел своими глазами слёзы матерей, которые получали похоронки. Это было страшно, больно и осталось на всю жизнь в моём сердце»
Для маленького Вагиса эту страшную трагедию нес деревенский почтальон, хромая по мосту через реку, таща черную брезентовую сумку полную писем. Когда солнце поднималось высоко, все женщины и дети выходили навстречу почтальону. Из его детских воспоминаний: «Женщины были высокие, худые, в выбеленных холщовых платьях. Казалось, что это ангелы спустились с небес. Подходил почтальон, из черной сумки вынимал треугольные письма и раздавал белым ангелам. Письма читали вслух, радовались вместе, если у кого муж в госпитале или у кого получил высокую награду, значит живы. Потом наступал самый страшный момент, он раздавал серо-голубые листочки – похоронки. Женщины начинали истошно кричать таким криком, что невозможно описать»
Мальчик на всю жизнь запомнил эти крики и став известным художником, создал необыкновенное произведение искусства «Реквием холокосту».
На юбилейной выставке, посвященной 80-летию автора, уникальная картина вместе с другими работами художника были выставлены в залах Союза художников в Санкт-Петербурге. Сейчас картина находится на рабочем складе, свернутая в рулон. Художник очень обеспокоен тем, что со временем масляная живопись может осыпаться, картина повредится и его десятилетний труд окажется никому не нужен. Российскими музеями картина оказалась невостребованной, хотя посмотреть полотно желают многие люди.
Вагис Адельшин, по просьбе желающих увидеть картину, со списком подписей, обратился в Министерство Культуры с просьбой помочь найти выставочный зал для её показа, но получил равнодушный отказ. Картина написана для людей, её необходимо сохранить для потомков, и художника сильно возмутило безразличие чиновников, которые едят хлеб налогоплательщиков, а в ответ ничего не хотят делать, придумывают только всевозможные предлоги и отписки. И это длится уже много лет.
Не заинтересовались этим произведением искусства общественные организации и фонды, в том числе и еврейские. Нет дела до этой картины членам российского списка Форбс, да и меценатство на Руси перевелось от слова совсем. Теперь бизнесменов интересуют только яхты и недвижимость, до вечных истинных ценностей им дела нет. Перед уже немолодым художником стоит задача сохранить свою картину, которую он решает самостоятельно, без помощи государства, озабоченного только газопроводами. В будущей России, переустроенной на основе научного проекта, что заложен в Программе Сулакшина, за все сферы культуры, за духовное наследие и духовные ценности, за памятники истории и культуры, будет отвечать государство. Именно культурная оболочка отличает человека от животного, формирует его как человека истинного, нравственного, служащего делу добра.
Культура – это сфера бытия, творческой деятельности человека по отражению мира средствами искусства, литературы, закрепляющая высокие нормы истинно человеческого начала в его бытии, нравственные нормы, социализирующая, т.е. формирующая и воспитывающая поколение, входящее в жизнь, закрепляющая в своих особых формах искусства, литературы лучшие и цивилизационно идентичные практики, выработанные народом и творческими людьми в веках истории данной страны — профессор СС.Сулакшин.
А пока Вагис Адизянович своими силами переустраивает старый дом в Ульяновске, делает пристрой под выставочный зал для этой картины. Это строительство на сегодня непосильное для художника, потому как имеется сложность с проектно-строительными документами, строительными материалами и большими финансовыми затратами. Если в России ещё остались неравнодушные люди, готовые внести свой вклад в дело сохранения культурного наследия, контакты для связи с Вагисом Адельшиным в Редакции «Народного журналиста» narod@narzur.ru
Творческая биография художника:
Родился Адельшин 19 января 1939 года в селе Богдашкино Ульяновской области в большой, многодетной семье. Его тяжелое детство пришлось на период Великой Отечественной Войны. Вагис работал подпаском, был учеником столяра и одновременно учился в вечерней школе. В 1962 году приехал в Ленинград и поступил в Художественное училище им. В.А. Серова. С этого времени начался новый этап в жизни художника.
В 1976 году окончил высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Получив профессию дизайнера, занялся живописью. Главными учителями и наставниками Адельшин считает живописца, Народного художника РФ А.А. Пластова и ленинградского акварелиста Г.К. Малыша.
Вагис Адизянович пишет картины на исторические и современные животрепещущие темы, городские и сельские пейзажи, натюрморты.
Первая выставка художника состоялась в 1958 году в Ульяновском краеведческом музее им. Гончарова.
В 2002 году Адельшин стал членом Союза художников России. Также участвовал во Всесоюзных выставках РФ. За 15 лет работы в Европе представил свои работы на экспозициях в различных галереях Швеции, Германии, Франции, Польши, Италии. Работы были приобретены в частные галереи многих стран мира.
Елена Светлая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода».
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
Источник: