Западная гуманистическая педагогика сделала новый впечатляющий рывок. А мы по-прежнему плетёмся в хвосте прогресса. Мы-то, лапотные, всё бормочем о профессиональной ориентации, про востребованные-невостребованные профессии, пытаемся помочь детям понять, какое занятие в будущем им подойдёт. Книжки устарелые издаём: «Нужные работники — столяры и плотники». И главная отсталость — это наша неизжитая привычка задавать ребятишкам дурацкий вопрос: «Кем ты хочешь быть?».
Вопрос по нынешним временам совершенно антипедагогический и психотравмирующий. Портал Quartz at Work объясняет, почему.
«Спрашивая ребенка о будущей профессии, мы загоняем его в рамки. «Выбранная» в 7 лет профессия ограничивает человека много лет, не давая лавировать в карьерном океане.
Мотивировать ребенка думать о будущем, однако, необходимо. Как же это сделать? Рекомендуется задавать детям следующий вопрос: «Какие проблемы ты хочешь решить?».
«Такой вопрос дает возможность говорить более открыто и интересно о ценностях ребенка и о том, как он может сделать этот мир лучше. Он должен понимать, что важны и стандартная работа, и волонтерская деятельность, и искусство, и другие занятия.
Хизер Лэнди однажды спросила у своей девятилетней дочери Иззи, кем она хочет стать, когда вырастет. Девочка пожала плечами и ответила, что не знает. Но стоило спросить ее, какие проблемы она хотела бы однажды решить, Иззи тут же ответила, что ее беспокоит глобальное потепление».
Словом, с семилетками нужно вести «дискуссии об их ценностях, с помощью которых они смогут когда-нибудь попробовать внести позитивные изменения в мир».
Читая эдакое, понимаешь, насколько ты устарела: в мои семь лет, когда глобального потепления не было в помине, детей учили решать задачки и делать скворечники, а не дискутировать о ценностях. Но оправившись от печали о собственной устарелости, начинаешь понимать, что прогрессивная педагогика права. Скворечники делать нельзя, потому что ребёнок молотка сроду в руках не держал, поскольку руки у него всегда заняты гаджетом, а потому может ударить по пальцу и тогда твоей педагогической карьере — капец: не отсудишься-не отпишешься. Словом, скворечники исключаются. Если потребуются — сработают унтерменши из третьего мира. А рассуждать на казавшуюся вечной тему «Кем быть?» и вовсе рискованно. Прогрессивное развитие современного мира приводит к постепенному исчезновению самого феномена профессии. Деиндустриализация Запада привела к тому, что пролетариат стал прекариатом, а основные рабочие места — в сфере обслуживания, да и они ненадёжны, недлительны и, безусловно, не квалифицированы.
При этом большинство выходящей на рынок труда молодёжи имеет формальное высшее образование. И это считается прекрасной новой тенденцией. Да и как не радоваться, что пиццу тебе доставил человек с дипломом! Всё больше народа трудится в качестве надомников-фрилансеров. Это, если повезёт, трудятся, а так-то просто дома сидят. Дамы-финансисты и политологи, находясь в декрете, заканчивают курсы маникюра и потом красят ногти соседкам в качестве самозанятых тружениц. Словом, «лавируют в карьерном океане», как учат прогрессивные педагоги.
При таком раскладе детей действительно не стоит ориентировать на какую-то определённую профессию — во избежание жестоких разочарований. Пускай с детства привыкают, что они никто и ничто и звать их никак. И это — их учат — не плохо и не печально, а правильно и прогрессивно.
Это очень по-современному: объявлять то, что не могут поправить и улучшить — правильным, гуманным и справедливым. И прикольным к тому же: можно ничего толком не знать и не учить, никакого тебе «офисного рабства» — то ты курьер, то листовки раздаёшь, а то и вовсе в волонтёры записался. Главное, чтоб ценности правильные были. И среди них не было ценности профессии и профессионального мастерства. Это — неправильная и вредная ценность. Устарелая.
Несколько лет назад я со своими сотрудницами была в Венеции на производстве муранского стекла. Работник, который нам показывал, как выдувается знаменитая статуэтка коня, был мрачнее тучи и двигался, словно робот. Потом я узнала: это был его последний рабочий день. Его увольняют ввиду сокращения производства. Производство чудного муранского стекла уже сократилось в разы, не выдержав конкуренции китайского: похуже, но гораздо дешевле. Его мир рухнул: ведь до этого не только он, но и поколения его семьи были стеклодувами и о другом не помышляли.
Вот чтобы избежать подобных разочарований, детей сызмальства учат быть — никем. Прекариатом.
А прекарии страдают от того, что Г.Стэндинг, автор известной книжки «Прекариат — новый опасный класс», назвал «Четырьмя «A». Аnxiety — тревога из-за неопределенности. Аlienation — отчуждение из-за необходимости заниматься не тем, чем хочется. Аnomie — невозможность самоидентификации из-за разрыва социальных связей. Аnger — злость — результат предыдущих трех «А».
Вот для смягчения этих «А» и трудится передовая педагогика. Она же не может изменить мир, потому меняет наше отношение к миру.
Татьяна Воеводина
Источник: