Публикация ИА Regnum
…Начиная с весны 2019 г. в разных регионах мною было проведено почти два десятка выступлений в школах и библиотеках с беседой «У войны не детское лицо. Рассказы о войне». Возраст слушателей 12+.
Рассказываю ребятам о фашизме, о детях на войне, о тех, кто пришёл на фабрики, заводы и полевые станы, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. Рассказываю о детских концентрационных лагерях, в которых у детей брали кровь для немецких солдат. Надо видеть выражение глаз школьников, когда в конце нашей встречи объясняю им, что настанет день, когда уже их поколение станет транслировать память о войне. И от того, как они сумеют это сделать, будет зависеть, повторятся или нет ужасы войны.
У нас замечательные ребята, они умеют слушать, умеют сопереживать, но… По ходу беседы я задаю им вопросы, ответы на которые, вернее их отсутствие, приводит меня в уныние. К сожалению, большинство школьников и даже студентов не знают, что такое «коричневая чума», имена И. Н. Кожедуба и А. И. Покрышкина им ни о чём не говорят. Некоторые из них что-то слышали о Зое Космодемьянской и т. д. У многих наступает полный ступор, когда я показываю плакат с портретами пионеров-героев, который в советское время висел в каждой пионерской дружине. На мой взгляд, большая польза была бы от того, если бы создатели пресловутого календаря разместили реальные фотографии детей — героев войны с кратким рассказом об их подвигах, вместо ряженых в военную форму ребят.
У меня нет претензий к детям, перед которыми я выступаю. Они не могут знать того, о чём им не рассказывали. По большому счёту нет особых претензий и к школьным педагогам, которые так же, как и мы, преподаватели вузов, загружены и перегружены бумаготворчеством и постоянным переделыванием учебных программ. После каждой такой встречи возникает всё больше и больше вопросов к дядям и тётям из больших кабинетов — отцам и матерям многолетних образовательных реформ. И главный из этих вопросов — что вы с образованием сделали?
Человеку, даже не связанному с педагогикой, понятно, что для детей и подростков очень важен выбор примера для подражания. Это могут быть их родители, близкие родственники, друзья во дворе и те, о ком они когда-то узнавали из книг, кинофильмов, а сейчас, дополнительно к этому, из социальных сетей.
Недавно ко мне обратился мой коллега, библиотекарь с просьбой о помощи. Дочке в школе дали задание написать сочинение о герое нашего времени. Вопрос поставил меня в тупик. А кто он, нынешний герой, для подрастающего поколения? Когда-то, в одной из дискуссий по этому вопросу, услышал от своего оппонента фразу, что в формировании нынешнего поколения нельзя постоянно эксплуатировать образы героев советской эпохи. Сейчас другое время. Предположим, что это так.
В процессе встреч со школьниками обсуждаю с ними и наше время. В связи с этим задавал ребятам вопрос — знают ли они что-нибудь об Александре Прохоренко. Старший лейтенант Александр Сергеевич Прохоренко, Герой России, погиб в Сирии. Он повторил подвиг, который неоднократно совершался в годы Великой Отечественной войны — Александр Прохоренко был корректировщиком огня и во время окружения боевиками вызвал огонь на себя. В Оренбурге, в Грозном и Зеленоградске его именем названы улицы, есть сквер, носящий его имя. На его родине возведён памятник, а на здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска. Более того, 6 августа 2017 ему был открыт памятник в итальянском городе Вальи-Сотто. К сожалению, этот исполнивший свой воинский долг молодой парень, проживший всего 26 лет, стал не общенациональным символом, на котором бы воспитывалось нынешнее поколение граждан России, а только региональным героем. По этому поводу возникает другой вопрос, но уже к другим дядям и тётям из других кабинетов.
Что же нам делать сейчас, когда до юбилея осталось практически два месяца? В настоящее время как на федеральном, так и региональном уровне, реализуются проекты, связанные с сохранением памяти о войне. Пожелаем же успехов их организаторам и участникам.
Во время моих бесед я упоминаю три произведения, которые рекомендую прочитать детям. Это стихотворение Константина Симонова «Убей его!», стихотворение Ильи Сельвинского «Я это видел», статью Ильи Эренбурга «Убей». Мой отец, участник войны, рассказывал, что эту заметку солдаты вырезали из газеты и хранили в нагрудном кармане гимнастёрки вместе с документами. Всё это вовсе не обозначает того, что нет других замечательных авторов военного времени. Они есть, просто я наблюдал реакцию детей и подростков, когда читал отрывки.
Что я ещё могу предложить? Показать в каждом учебном заведении, в школе старшеклассникам, в вузах и колледжах студентам, фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». А уже потом представить ретроспективу фильмов военного времени и наших послевоенных кинокартин о войне. Только хотелось бы предупредить тех, кто будет в рамках различных акций демонстрировать эти фильмы, о том, что (как я уже писал выше) современные дети и подростки в своём большинстве мало что знают о военном лихолетье. Если их просто загнать на просмотр в кинозалы, а потом дружно отчитаться за проведённое мероприятие, толку будет ноль.
Лучше тогда этого и не делать. С ребятами обо всём надо беседовать, всё рассказывать.
Мы реалисты и должны прекрасно понимать, что уходит поколение, которое вынесло на себе все тяготы военного времени. Уходят те, кого встречала цветами освобождённая Прага, те, кто чеканил шаг на параде Победы в 1945 году, уходят те, кто точил снаряды на станках, кто «не смыкал очей» на полевых станах. Дети первых послевоенных лет уже тоже стали пенсионерами.
Чем дальше будут отдаляться от нас «сороковые-роковые», тем сложнее будет сохранять память о «великих тех годах». И именно от нас, нынешних взрослых, зависит то, какую память мы оставим об этом времени нашим детям и внукам.
Александр Мазурицкий
Источник: