Любые изменения системы образования (инерционной по своей сути системы) должны соотноситься с параметрами не только ближних задач, но и отдаленных целей. Именно параметры будущих результатов определяют стратегическую значимость инноваций. Сложившаяся практика реформирования образовательной системы не отличается продуманностью дальносрочных результатов. Провозглашаемые, т. е. явно обозначенные параметры желаемых результатов, представляются крайне эклектичными.
Фундаментальной задачей для всех уровней системы образования является определение его содержания. То, чему учим, оказывает принципиальное влияние на индивидуальное и общественное сознание, следовательно, эту проблему ни при каких обстоятельствах нельзя решать кулуарно. Но постоянно меняющиеся образовательные стандарты внедряются без широкого профессионального обсуждения.
Геополитические тенденции и социокультурный контекст заставляют рассматривать проблему содержания образования с позиции сохранения национальных традиций, иными словами, с позиции выживания нации. Для русско-российского народа определение содержания образования должно стать государственной задачей.
Действительность такова, что необходимо осмысливать весь спектр проблем, связанных с тем, чему стоит учить ребенка на каждом этапе образовательной системы. Учить для того, чтобы преемственно формировать целостную картину мира будущего творца, созидателя и защитника.
Важнейшей задачей является определение фундамента школьных знаний. Современная школьная жизнь заставляет заявить о необходимости национального проекта «Содержание образования в начальной и средней школе». Задачей данного проекта должно быть междисциплинарное обсуждение патриотически настроенными профессионалами содержания основных и вспомогательных (дополнительных) учебников и учебных пособий. Именно фундамент школьного образования должен быть основной заботой ответственных за образование, и без какой-либо подмены понятий, когда вместо обсуждения контента говорят о количестве компьютеров, доступности интернета, интерактивных досках, электронных дневниках и прочих очевидно второстепенных по отношению к содержанию образования его составляющих.
Формы обучения и условия образования не смогут компенсировать недостатки слабого учебника или ошибки неграмотного учителя. Критериями качества обучения являются: 1) прочность знаний, умений и навыков, необходимых для жизни, деятельности и дальнейшего развития; 2) способности субъекта реализовать компетенции на практике. В какой мере достижению этой задачи могут способствовать разнообразные электронные ресурсы?
Сколько внимания чиновный люд уделяет московской электронной школе (МЭШ), но системного анализа значимости для обучения, воспитания и развития ребенка этого дорогостоящего проекта нет. Много говорится о доступности электронных ресурсов, но не обсуждаются очевидные минусы вовлеченности ребенка в виртуальную «жизнь». Педагогическое сообщество понимает, что за насыщением школ компьютерами стоят чьи-то финансовые интересы, которые вряд ли коррелируют с заботой о воспитании, интеллектуальном развитии, физическом и психическом здоровье ребенка.
Наши исследования влияния интернет-активности на когнитивную сферу пользователя, продолжающиеся более пятнадцати лет, показывают снижение продуктивности высших форм памяти, способностей к прогнозированию и устойчивости произвольного внимания «жителей» интернета в реальном мире. Иначе говоря, в реальной деятельности познавательные способности геймеров, «жителей» интернета и многолетних пользователей, сформированные в условиях сетевого взаимодействия, оказываются мало эффективными. Если школьный урок превратится в виртуальный, к чему так стремятся реформаторы, то выпускник школы окажется неспособным к жизни в реальном мире. Экспериментальные исследования скорости реагирования геймеров на простые зрительные и слуховые раздражители показали статистически достоверные отличия их от аналогичных показателей обычных пользователей сети. Время реакции геймеров со стажем свыше 6 лет увеличивалось более, чем в два раза, по сравнению с результатами контрольной группы. Трудно представить родителя, который отправлял бы ребенка в школу с надеждой на его неминуемую в этих условиях деградацию.
Проблема содержания образования не менее актуальна и для высшей школы. Переход на 2-х уровневую модель закономерно обусловил снижение качества высшего образования. Пятилетний специалитет позволял на первых двух курсах заложить фундамент, который обеспечивал формирование профессиональной компетентности на основе по-настоящему высшего образования.
Сегодняшняя вузовская действительность такова: бакалавриат способен обеспечить высшее образование, но вряд ли его можно назвать высшим профессиональным. Бакалавриат дает некое введение в специальность, но серьезной профессиональной подготовки, как правило, нет.
Приведу случай из собственной преподавательской практики. Однажды студенты 3 курса попросили прочитать педагогику, когда я объявила им, что параллельно с основным курсом психологии, должна вести и курс по выбору. «Но педагогику вам читали года полтора», — говорю я. «Нет, нам читали педагогику 2 года, но мы не поняли ничего». Этот разговор я пересказывала и руководству факультета, и преподавателям, но никто не поинтересовался причинами сложившейся ситуации и не спросил о том, какой материал для этих студентов представлял наибольшую сложность.
В этом примере, как в капле, отражается системный кризис образования, свидетельством которого являются не только ошибки на этапе составления учебных планов, но и кадровые, организационные и управленческие проблемы. Одно обстоятельство в этом разговоре не может не радовать — встречаются студенты, заинтересованные в серьезной профессиональной подготовке.
Кадровые проблемы в вузе обострились не сегодня, но сейчас они напрямую связаны со спецификой стимулирования деятельности сотрудников как научных работников и преподавателей. В последнее время вводятся так называемые эффективные контракты, но это обстоятельство никоим образом не отражается на сохранении и развитии научных школ.
Условия функционирования научных школ должны являться основной заботой вузовского и федерального руководства. В противном случае исчезнут те крупицы реального учебно-воспитательного процесса, которые, хотя и дискретно проявляются, но тем не менее создают определенную иллюзию благополучия вузовской жизни. Настораживает то, что научные школы начинают заявлять субъекты с пробивной силой и наличием тесных связей с руководством, но к науке, зачастую, не имеющие никакого отношения. В данной ситуации возникает вопрос грамотного управления и четкого право применения регламентирующих документов. Субъективный фактор в принятии решения присутствует всегда, поэтому любые попытки того или иного ученого обойти утвержденную процедуру или превратить ее в формальное действо должны отслеживаться некоррумпированным начальством.
Если в качестве примера рассматривать процедуру утверждения научной школы, то без развернутого доклада профессиональному сообществу (не только перед студентами!) объективно присвоить статус руководителя научной школы не представляется возможным.
Текущие и будущие проблемы отечественного образования обусловлены методологическими ошибками (или преступными деяниями) реформаторов, приравнявшими образование к услуге и поставившими тем самым учебно-воспитательные учреждения в условия предпринимательской активности, в которой ключевыми векторами являются не самочувствие учителя и ученика, не воспитание и развитие, не морально-психологическая атмосфера в школе, а прибыль, деньги и рейтинг.
Что имеем в результате этих инноваций в конце второго десятилетия ХХI века?
Во-первых, школа перестала выполнять функции обучения — передачи знаний, формирования умений и навыков. Об этом красноречиво свидетельствует практика привлечения репетиторов, начиная с младших классов.
Во-вторых, школа не выполняет функцию воспитания и не может выполнять на должном уровне в условиях действия формулы: образование есть услуга.
В-третьих, школа на практике не ставит задачу развития личности. Не ставит и не понимает того, что есть развитие личности. Декларации различного рода документов не в счет, реформаторы, как правило, подразумевают под развитием личности ее социализацию.
В-четвертых, двухуровневая модель высшей школы уничтожила высшее профессиональное образование. Высшее образование еще сохраняется, но перестало быть высшим профессиональным.
В заключении стоит еще раз подчеркнуть, что назрела необходимость вернуть учебно-воспитательный процесс в среднюю и высшую школу. Возобновить с учетом доминанты содержания и научно-исследовательской работы школьников и студентов в реальных лабораториях.
В связи с этим крайне важно сформулировать заново, обсудить и принять параметры наиболее желаемых для безопасности России и сохранения русско-российской нации образовательных результатов. Другими словами, необходима теория национально ориентированного образования, предполагающая методологию обучения, воспитания и развития нравственно и патриотически зрелой личности, готовой к ответственному поведению. Теория национально ориентированного образования должна вбирать: концепцию новой дидактики; концепцию воспитания в условиях кардинально изменившегося бытийного пласта жизни и детей, и взрослых; концепцию развития интеллекта школьника и студента как системного взаимодействия когнитивных способностей и репрезентативной картины мира. Совершенно очевидно, что нужна новая концепция обучения с обязательным анализом всех дидактических принципов.
Реально-виртуальная среда обитания заставляет пересматривать принципы современного обучения с тем, чтобы виртуальный мир не вытеснял реальную действительность и не угрожал ей.
Жизненно необходима концепция воспитания в условиях либерально-попустительского отношения к поведению обучающихся. В настоящее время взаимодействие детей и родителей, учеников и учителей строится на доминировании прав ребенка над его обязанностями. Это приведет и приводит к усугублению кризисных процессов в жизни общества.
Теория национально ориентированного образования должна в обязательном порядке предусматривать концептуализацию соотношения развития, воспитания и обучения как взаимообусловливающих процессов формирования сознания и самосознания школьника и студента. Другими словами, теория национально ориентированного образования должна быть направлена на формирование ответственной субъектности и сознательной субъективности будущих поколений.
Автор Любовь Валерьевна Черемошкина — профессор, доктор психологических наук, Московский педагогический госуниверситет (МПГУ).
Статья опубликована в научном сборнике МПГУ «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ». Материалы международной конференции г. Москва, 13—15 декабря 2019 г.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)
Источник: