Писал уже как-то про образование и о доступности знаний, а недавно задумался о нетривиальной проблеме передачи знаний от предыдущих поколений, последующим. На самом деле, здесь есть несколько различных сложностей, некоторые из которых не совсем очевидны (на мой взгляд):
1. Нам трудно четко сформулировать свои знания и опыт, накопленные в течение жизни. Мало того, многие люди обладающие уникальной информацией даже не понимают, каким сокровищем обладают и банально уносят все свое богатство в могилу. Другие, наоборот, жалкие крохи оригинального опыта и самые банальные знания пытаются выдать за некие откровения… Но, даже те, кто правильно оценил наличие и ценность своего опыта для последующих поколений, редко обладают необходимым талантом чтобы его полно и связно изложить. Особенно, чтобы сделать доступным для понимания другими людьми, тем более, следующими поколениями. По хорошему, на мой взгляд, нужно было бы обязать каждого человека, в течении жизни, написать хотя бы одну книгу, на любую понравившуюся ему тему.
2. Далеко не все знания и опыт можно доверить бумаге, как по этическим и политическим соображениям, так и по своей природе этих знаний. К примеру, физические навыки спортсмена или опыт квалифицированного рабочего, суть которых иногда невозможно и даже не имеет смысла излагать в письменном виде. Обширнейшая область навыков, умений и знаний «нау-хау», лично передается из уст в уста, от мастера к ученику, или умирает для человечества навсегда, вместе со своими носителями. Примерно то же происходит и с теми знаниями, которые прячутся под грифами секретности. Многие из них исчезают для человечества, умирая вместе с «секретоносителями» и/или навсегда пропадая в архивах (после истечения сроков хранения их тихо и незаметно уничтожают).
3. У тех, кто честно пытается чему-нибудь научиться у своих предков, возникают различные проблемы, связанные с доступностью для понимания тех знаний, которые все-таки были зафиксированы на бумаге. При формулировке своих мыслей большинство людей допускает следующие ошибки:
а. Неправильно оцениваются «само собой разумеющиеся» и «подразумеваемые» знания. Многое из того, что кажется нам «общеизвестным», может оказаться откровением не только для будущих поколений, но даже и для большинства ровесников. То, что очевидно и банально, для некоторых умных людей, может оказаться гениальным открытием даже для человечества в целом. Не говоря уже об историческом контексте.
б. Неточное и неправильное понимание терминов. У каждого человека стихийно складывается своя уникальная терминологическая система, конечно, в своей основе она у всех стандартная, но когда дело касается нюансов, то можно обнаружить самые удивительные заблуждения и противоречия, как у себя, так и у других. Кроме того, с течением времени значение многих слов существенно меняется… (В предложении «Мальчик склеил модель в клубе» за последние 20 лет поменялся смысл 4-х слов…).
в. Неясное изложение. Свои собственные мысли всегда кажутся связными и логичными, одна мысль закономерно вытекает из другой, но многие логические связки остаются в памяти в весьма урезанном виде, значительная часть сложных умозаключений сделанных когда-то «в уме» и подразумеваемых по умолчанию, может просто забываться и написанный текст начинает казаться для посторонних бессвязным и неубедительным. (Пишут как-то Ландау и Лившиц «Электродинамику сплошных сред», ну и в одной главе получили какую-то сумасшедшую формулу с использованием максвелловского тензора напряжений в анизотропной среде. А на следующий день Лившиц говорит: — Слушай, я вчера три листа выкладок в трамвае потерял. Что делать? — Да ладно, — говорит Ландау, — напишем как обычно: «откуда очевидно следует…»).
4. Существует большая проблема с мотивацией к знаниям последующих поколений. Курс на дебилизацию широких народных масс, со всей очевидностью взятый нашими деградировавшими элитами, привел к тому, что у молодежи отбито всякое желание постигать науку своих предков. Впрочем, об этом я уже писал. Кроме того, в буржуазном обществе, на его современном этапе, доступ к той части знаний, которая ведет к богатству и славе, становится привилегией, доступной лишь представителям высших сословий, а остальные знания никакой пользы их обладателям принести не могут, и поэтому умными людьми игнорируются.
5. Кроме того, значительная часть последующих поколений лишена (лишится) возможности самостоятельно добывать знания. Современное образование просто не дает им для этого необходимых интеллектуальных инструментов. Ведь, редко кто из обычных людей способен самостоятельно выработать научную методологию познания окружающего мира. Да и мотивации для этого нет.
6. Отсутствие необходимого времени для познания. Современное общество устроено таким образом, что практически не оставляет свободного времени и сил, ни для творчества, ни для саморазвития. Мало того, действительно востребованными оказывается только очень узкий круг знаний, которые позволяют добиться быстрого успеха. Успех, достигаемый упорным трудом, потом и кровью, в течении долгого времени, а то и ценой всей жизни, сейчас уже трактуется, практически как позорный провал (ведь, в буржуазной трактовке, успех — это одна из главных составляющих удовольствия, получаемого от жизни, поэтому, нет удовольствия — нет успеха).
7. Отсутствие времени и возможностей для формулирования и передачи своего опыта. Капитализм полностью отнимает у человека все его время и силы, не оставляя ему никакой возможности заняться творческой деятельностью. Между тем, анализ и связное изложение новых знаний и идей требует колоссальных затрат времени и сил. Которые не только не имеют шансов окупиться, но и с моральной точки зрения осуждаются окружающими и обществом как бессмысленная и бесполезная (бескорыстная) трата сил и времени (как разновидность графоманства).
При утрате знаний и опыта каждого человека, все человечество несет невосполнимую утрату. Кто-то уносит с собой в могилу уникальные истории из жизни, кто-то — удивительные впечатления и воспоминания, а с кем-то умирают важные знания об окружающем нас мире, которые когда-нибудь, потом и кровью, нам придется искать и находить заново. У некоторых эта доля столь мала, что практически незаметна и исчезает без последствий для человечества, а в других случаях — потери оказываются воистину невосполнимыми и знания утрачиваются навсегда.
Хотя, сейчас паразиты и их пособники жгут даже уже написанные книги. В процессе деградации общества, его члены утрачивают потребность и способность понимать и воспринимать опыт и знания предыдущих поколений. Достижения наших предков обесценились и стремительно исчезают. К сожалению, на данном этапе «развития» нашего общества, в рамках капиталистической парадигмы, это естественный процесс. Прервать его и обратить вспять, может только переход на более высокий уровень развития.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
Источник: