© Александр Петросян/Коммерсантъ/Vostock Photo
МВД готовится запустить масштабную реформу миграционного законодательства в России. Нововведения коснутся как самих трудовых мигрантов, так и компаний, которые нанимают их на работу. Цель реформы – усилить контроль за миграционными потоками, собирать более полную информацию о ситуации в динамике, а также своевременно предотвращать нахождение в стране нежелательных людей. Однако эксперты сомневаются, что на практике новые правила будут работать эффективнее, чем старые.
Реформировать миграционное законодательство президент РФ Владимир Путин поручил еще в марте 2020 года. Существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы, говорится в документе, размещенном на сайте Кремля.
«Иностранные граждане, прежде всего приезжающие в РФ в целях работы, часто стремятся обойти существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом «в тень» либо путем приобретения статуса временно и постоянно проживающих, а также гражданства РФ (нелегальная трудовая миграция). При этом не полностью устранены ситуации, когда люди, способные органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества, сталкиваются с неоправданными сложностями в получении гражданства РФ», – отметил глава государства.
В документе подчеркивается, что отсутствие достоверной информации о потребности бизнеса в иностранных специалистах и о реальном распределении мигрантов на рынке труда увеличивает риск применения регуляторного воздействия, неадекватного экономической ситуации.
При этом ситуацию не улучшат точечные изменения или ужесточение ответственности – нужна реформа всего миграционного законодательства. Ее цель – создать благоприятные условия для переселения и получения российского гражданства «лицами, владеющими русским языком и близкими нам по ментальности и культуре». Также важно, чтобы миграционные правила были понятны как для людей, готовых выбрать Россию в качестве нового места проживания, так и для тех, кто приезжает к нам на время – в качестве туриста, для работы или учебы.
Электронные реестры
Согласно поручению президента, МВД России не стало разрабатывать поправки к действующим нормативным актам, а написало новый федеральный закон «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Проект ведомство разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Документ направлен на «создание простых, понятных для исполнения физическими и юридическими лицами механизмов взаимодействия с государственными органами», говорится в пояснительной записке. Ведомство предлагает несколько значимых нововведений как для самих трудовых мигрантов, так и для компаний, которые нанимают их на работу.
Так, для регулирования и контроля потоков трудовой миграции будут созданы три электронных реестра: самих иностранных работников, привлекающих их работодателей и отдельно – недобросовестных работодателей.
Реестр работодателей дополнит Общероссийскую Федеральную базу вакансий и резюме «Работа в России». Здесь компании будут размещать вакансии для мигрантов, предварительно подав заявление в Минтруд о включении в реестр и пройдя проверку.
Если работодатель привлекался к административной или уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, фиктивную постановку на миграционный учет иностранных граждан или другие нарушения в этой сфере три и более раз в течение года, он попадет в реестр недобросовестных.
Сами мигранты, въехавшие в Россию для работы, должны обратиться в ОВД с заявлением о включении в реестр иностранных работников. На это им дается 10 рабочих дней со дня пересечения границы.
При этом к иностранцу предъявляется несколько обязательных требований. Так, ему необходимо оформить личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, пройти обязательную дактилоскопию и медицинское освидетельствование, подтверждающее отсутствие у него наркомании, инфекционных заболеваний, которые могут представлять опасность для окружающих, ВИЧ-инфекции. После этого ему должны выдать единый документ с электронным носителем. Такую карту будут выдавать на 10 лет. Если мигрант покинет страну и будет находиться за ее пределами дольше года, действие документа приостанавливается.
Внедрение информационных технологий будет способствовать повышению прозрачности миграционных процедур, полагают в МВД. Кроме того, это позволит получать более полную информацию о миграционной ситуации и ее изменениях. Использование биометрической идентификации упростит предотвращение въезда в страну нежелательных лиц и будет способствовать борьбе с преступностью.
Три миграционных режима
Вместо разрешения на временное проживание вводятся три новых режима пребывания в России для иностранцев: режим краткосрочного пребывания (не более 90 дней суммарно в течение года), режим долгосрочного пребывания (свыше 90 дней) и режим постоянного бессрочного проживания.
Основаниями для предоставления права на долгосрочное пребывание будут считаться трудовая деятельность и получение образования, а также лечение в больнице. Также разрешение могут получить инвесторы с уставным капиталом не менее 100 млн рублей, лица, получившие временное убежище, и родители несовершеннолетних детей с российских гражданством.
Мигрантам нужно будет подписать соглашение о лояльности – официальное информированное согласие с тем, что условия, на которых разрешается въезд в Российскую Федерацию, предполагают соблюдение Конституции РФ и законодательства, воздержание от действий, причиняющих ущерб РФ и ее гражданам, и что нарушение соответствующих запретов может повлечь отказ в предоставлении права на въезд или утрату права на въезд и нахождение на территории страны.
Решение о предоставлении права на постоянное проживание будет принимать межведомственная комиссия при МВД, которая будет создана в каждом субъекте РФ.
Также будет введен режим контролируемого пребывания для иностранцев, лишенных основания находиться в стране. Например, если мигрант совершил преступление или у него есть непогашенная судимость, истек срок пребывания в РФ или отсутствует информация в реестре. Такой режим может быть установлен на основании решения ОВД. Мигранты из этой категории будут обязаны являться в ОВД в указанные сроки, а ездить по стране им будет запрещено. Полицейские смогут отслеживать данные их мобильных телефонов, платежных систем и т.п.
Кроме того, будет составлен специальный контрольный список иностранцев, в отношении которых принято решение о высылке или пребывание которых в стране является нежелательным. Туда попадут и мигранты, нарушившие срок или условия пребывания в России, уклонявшиеся от уплаты налогов или штрафов. В случае форс-мажора – участие в уголовном процессе, тяжелое заболевание или смерть родственника – иностранцу из контрольного списка может быть разрешен разовый въезд в Россию.
Разработчики законопроекта ожидают, что изменения позволят оздоровить миграционную ситуацию и снизить число нелегалов.
Права и бесправие
Такая масштабная переработка существующего законодательства вызывает противоречивое впечатление, отмечает эксперт по работе с ЕСПЧ Антон Рыжов. По сути, МВД опубликовало проект миграционного кодекса, в который попыталось включить все вопросы, связанные с приезжими. Однако ряд тем в него все же не попал.
«Регулирование вопросов убежища по-прежнему остается за морально устаревшим законом 1993 года. Кроме того, сферы, которые с точки зрения соблюдения прав человека вызывают наиболее острые вопросы, – например, процессуальные гарантии, вопросы обжалования или ознакомления с материалами, – в тексте практически не затронуты. Многие эти сферы до сих пор регулируются правительственными или даже внутриведомственными актами, что вызывает осуждение со стороны ЕСПЧ. Например, существует инструкция ФСБ «Об организации работы по недопущению въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства», она засекречена, ее нельзя прочитать, однако, руководствуясь именно ей, ФСБ признает нежелательным пребывание в РФ тех или иных иностранцев на десятки лет (а по сути – пожизненно). Суды же потом эти решения визируют, даже не изучив материалы, потому что и материалы тоже засекречены», – рассказал Антон Рыжов.
Как отметил эксперт, наибольший интерес представляют положения законопроекта, связанные с правами и свободами. Так, закреплена формула, что не допускается высылка не только беженцев, но и лиц, чье заявление о предоставлении убежища находится на рассмотрении. При этом подчеркивается, что высылка иностранного гражданина не должна ограничивать его право на уважение личной и семейной жизни, гарантированное Конституцией и Европейской конвенцией. Однако тут же идет важная оговорка: право на уважение семейной жизни разрешено не учитывать в случае совершения иностранцем административного правонарушения, связанного с организацией или участием в несогласованных митинге или пикетировании. Такая жесткая мера вряд ли пройдет тест ЕСПЧ на соразмерность.
То же самое касается вводимого законом режима контролируемого пребывания, который предусматривает ограничительные меры вплоть до постоянной проверки геолокации. По мнению Рыжова, после принятия закона эти нормы вызовут вопросы как в ЕСПЧ, так и в КС РФ.
Кроме того, в законопроекте остались не прописанными процедуры лишения новых правовых статусов иностранцев (постоянное проживание, долгосрочное и краткосрочное пребывание). «Если опять все оставить на усмотрение административных и силовых структур, то ничего хорошего ждать не приходится. Сейчас, скажем, на обжалование в суде аннулирования РВП мигранту дается всего три дня, хотя по общему правилу гражданин РФ имеет целых три месяца, чтобы подать иск на любые действия властей. Также в проекте не описана процедура периодического пересмотра ограничительных мер на въезд или пребывание. У нас отсутствует механизм, который позволял бы заинтересованному лицу требовать пересмотра наложенного запрета спустя какое-то время. На основании засекреченной бумаги из ФСБ мигранту запрещают въезд в Россию на 35 лет, и пересмотра можно не ждать», – пояснил он.
Кому выгодно
При разработке нового закона МВД сделало попытку выстроить более четкую структуру управления миграционными потоками, но совершенно непонятно, как это все будет происходить на практике, говорит председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК), член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Кирилл Кабанов. В этой области и сегодня действует множество правил, которые на практике не работают или работают выборочно.
По мнению эксперта, проблема заключается не в МВД, которое может контролировать процессы, руководствуясь действующими законами, – им мешают лоббисты от бизнесов, которые заинтересованы в иностранных рабочих.
Однако если раньше мигрантов охотно брали на работу в ряд отраслей, потому что можно было использовать их нелегально (без уплаты налогов) и за небольшую зарплату, то сейчас это уже не так. Нынешние зарплаты в этих отраслях уже соответствуют запросам россиян, готовых приехать на заработки из провинции.
По словам Кабанова, у нынешних мигрантов появились объединения, они отстаивают свои трудовые права и даже устраивают забастовки. К сожалению, оборотная сторона таких объединений – отсутствие ассимиляции в российском обществе, жизнь общинами по своим правилам.
«Миграционная тема сейчас почти не обсуждается, хотя от нее напрямую зависят интересы наших граждан. Мы сейчас в СПЧ изучаем этот законопроект, и скоро будет встреча с МВД для его обсуждения. Некоторые мои коллеги считают, что в законе есть дискриминационные по отношению к мигрантам нормы. Я считаю, что определенные ужесточения пойдут на пользу – усиление контроля не дискриминация. Я за то, чтобы мигранты жили хорошо, но не в ущерб нашим гражданам. Например, не секрет, что по большей части они получают черные зарплаты, то есть на них не делаются отчисления в ОМС. Но лечение они получают в полном объеме. Получается – за счет наших с вами отчислений», – пояснил он.
Таким образом, следует в первую очередь ужесточить контроль за работодателями, которые нанимают нелегалов.
Еще один важный аспект – криминальная составляющая, массовые стычки между диаспорами, конфликты с местными жителями, подчеркнул Кирилл Кабанов. «Это проблема, которая сейчас очень остро стоит в Европе, в Штатах. Мы должны учиться на их ошибках и предотвращать негативное развитие ситуации», – убежден он.
Глубже в тень
Какого-либо ужесточения для мигрантов новый закон не принесет, так как дальше ужесточать уже некуда, считает председатель центрального комитета Профсоюза трудящихся-мигрантов Ринат Каримов.
При этом он отметил два позитивных изменения. Во-первых, теперь можно будет изменить в миграционной карте цель въезда в страну, не выезжая за ее пределы. Раньше это было необходимо. Например, если гражданка Узбекистана приехала в Россию к мужу и указала частную причину въезда, а потом решила устроиться на работу, то, чтобы получить патент, она была обязана трое суток провести в пути, пересечь границу туда-обратно и заново заполнить все миграционные документы.
Второе – появляется возможность получить право на постоянное проживание без смены гражданства. Это позволит мигрантам работать в стране без получения патента, – сейчас за продление срока действия этого документа им приходится платить 5 тыс. рублей ежемесячно.
Предлагаемые МВД поправки не изменят миграционную ситуацию, особенно в части борьбы с инфекционными заболеваниями, считает сотрудник регионального благотворительного общественного фонда борьбы со СПИДом «Шаги» Кирилл Барский.
«Эти процессы невозможно контролировать силовыми методами, разного рода ужесточениями, они только уведут мигрантов еще глубже в тень. Тем более что ничего принципиально нового в этой области не предлагается. И сейчас по закону мигранты, которые приезжают в Россию более чем на три месяца, обязаны пройти медосмотр. На практике это очень сложно проконтролировать, а подход избирательный. Например, граждане государств–членов ЕАЭС не должны ничего сдавать вообще, а граждан Белоруссии у нас официально лечат при ВИЧ. Мигрантов же из Центральной Азии, больных ВИЧ, депортируют, а для жителя Туркменистана, где нет лечения, это верная смерть, поэтому человек уйдет в тень и будет скрываться», – рассказал он.
К тому же, отметил эксперт, миграционные правила довольно сложны для мигрантов и очень часто меняются, а на практике во многом зависят от конкретного полицейского.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
Источник: