В конце сентября региональные власти заявили, что территория одного из старейших в Европе аэродромов Девау скоро перейдет в их собственность. Если это произойдет, то Девау, скорее всего, лишится статуса аэродрома — на этом настаивает губернатор Калининградской области Антон Алиханов. От его решения в первую очередь выиграют инвесторы крупного девелоперского проекта, решившие застроить многоэтажками территорию вблизи аэродрома. Предоставить землю инвесторам правительство пообещало в обмен на парковку к ЧМ-2018, хотя власти наверняка знали, что строить дома там нельзя как раз-таки потому, что Девау — действующий аэродром. Кроме того, в передаче Девау области заинтересованы обманутые дольщики еще одного уже частично возведенного жилого комплекса. Инициатива губернатора вызывает негодование у ДОСААФ и входящего в его структуру местного аэроклуба — они хотят сохранить Девау не только как памятник культуры, но и как действующий аэродром, с которого будут взлетать и на который будут садиться самолеты. «Новый Калининград» рассказывает историю одного из старейших аэродромов Европы и объясняет, как он стал зоной конфликта любителей авиации и региональных властей.
1924 год, Кенигсберг. Рано утром на железнодорожный вокзал прибывает поезд из Берлина. На выходе пассажиров дожидаются многоместные автомобили с надписью «Дерулюфт» — машины совместной германско-российской авиакомпании, заложившей основы гражданской авиации в Европе. С вокзала пассажиры едут на окраину Кенигсберга — путь до аэропорта Девау, первого в Европе, занимает 20-30 минут. После оформления паспортов и таможенных формальностей путешествующие располагаются в комфортабельном самолете «Фоккер F III». Он взлетает с Девау в 7:30 утра. Маршрут проходит через Пилькаллен, затем посадка в Ковно. Оттуда предстоит совершить беспосадочный перелет через Латвию.
Дальше пассажиры летят на юго-восток: мимо Полоцка и Витебска, затем — вдоль железной дороги до Смоленска, где совершается следующая посадка. «Это первый аэропорт на российской земле, пункт паспортного и таможенного контроля. Пока пассажиры получают возможность отдохнуть в здании Дерулюфта, механик аэропорта производит техническое обслуживание и заправку самолета <…>. Снова полет идет вдоль железнодорожной линии через Вязьму и легендарное Бородинское поле», — пишет немецкий репортер, совершивший в 1924 году путешествие из Берлина в Кенигсберг, а оттуда в Москву. С расстояния сорока километров пассажиры узнают золотые купола многочисленных церквей столицы.
В начале прошлого столетия Девау считался одним из лучших аэропортов Европы, сегодня это безжизненное поле с одним уцелевшим зданием и ангарами, где ржавеют кукурузники, а еще — предмет судебных тяжб и разногласий.
Лучший в Европе
Первый гражданский самолет с пассажирами на борту поднялся со взлетной полосы Девау 100 лет назад, в начале ноября 1919 года. Это был рейс Кенигсберг-Берлин. Тогда Девау еще не был аэродромом, а скорее представлял собой закрытую авиабазу, созданную на месте бывшего плаца, где проводились военные парады. Уже через пару-тройку лет Девау получил статус первого в Европе гражданского аэропорта — это случилось после создания совместного германско-российского предприятия «Дерулюфт». Оно одним из первых в мире стало заниматься регулярными авиаперевозками.
Осенью 1922 года открылось основное здание аэровокзала для пассажиров. Выдержанное в красном цвете здание хорошо вписалось в местный ландшафт и стало архитектурной достопримечательностью города, писал в своей книгео Девау калининградский писатель и историк Валерий Цветков. Аэропорт находился в двух с половиной километрах от центра города и в 350 метрах от трамвайной линии. Расположение Девау было очень удачным: добраться до аэродрома можно было за 20-30 минут, а ко всем регулярным рейсам подавали специальные автомобили для доставки пассажиров.
В период между двумя мировыми войнами Девау считался одним из лучших аэродромов своего времени, во многом став прообразом современных аэропортов. Тут были зал ожидания, диспетчерский пункт управления, отапливаемые ангары, где размещались до полутора десятков самолетов, централизованная система заправки топлива и отдельная стоянка для авиатехники.
В 20-х годах открылась самая протяженная в Европе авиалиния «Москва-Кенигсберг», а Девау стал базовым аэродромом для «Дерулюфта», которым вскоре стали пользоваться жители Берлина. В общей сложности полет из Кенигсберга в Москву занимал около восьми с половиной часов. Регулярные авиарейсы совершали два раза в неделю. Одними из первых в Кенигсберг этим рейсом прилетели поэт Сергей Есенин и американская танцовщица Айседора Дункан. А Владимир Маяковский под впечатлениями от полета написал стихотворение «Москва-Кенигсберг». Число рейсов со временем увеличилось: летать стали ежедневно и даже по ночам.
В целом полеты, организованные «Дерулюфтом», были безопасны, и крупных авиапроисшествий за время существования компании не происходило. Тем не менее в сентябре 1924 года вылетевший из Москвы самолет «Фоккер» попал в сильный туман в районе Смоленска и при вынужденной посадке получил повреждения. А через месяц примерно в том же месте еще один самолет, летевший Германию, опять попал в туман. Пилот слишком сблизился с землей и задел крылом дерево. Летчик погиб, а бортмеханик получил травму.
Случались и мелкие скандалы. В 1923 году в Москве задержали немецких пилотов, которые втайне от таможни привозили в Россию товары, пользовавшиеся большим спросом у советских граждан. Об этом их просили русские коммерсанты. Мелкую контрабанду прятали под фанерной обшивкой крыла. Конфликт довольно быстро уладили, но одному из пилотов пришлось уволиться.
К концу 30-х годов здание аэровокзала реконструировали по проекту кенигсбергского архитектора Ханса Хоппа — она стало более функциональным и современным. К 1937 году через аэропорт Девау прошли более 80 тысяч пассажиров. К тому времени аэропорт в Кенигсберге принимал самолеты не только из Москвы, но и из Ленинграда. Этот маршрут назывался «Балтийским экспрессом» и пролегал через Таллин, Ригу и Тильзит. На Девау неоднократно лично прилетали и Адольф Гитлер и рейхминистр Йозеф Геббельс. Бывали здесь и другие политические и военные деятели Третьего рейха.
В 1930-х годах к деятельности «Дерулюфта» начало присматриваться ОГПУ. Там считали, что работа с немецким персоналом создает угрозу государственной измены. В 1930 году сняли с должности и обвинили в госизмене советского директора «Дерулюфта» Давыдова. В феврале 1938 года другого директора, Михаила Арнольдова, арестовали за то, что он передавал немецким гражданским летчикам полетные карты, по которым они и должны были летать. Его пытали, во время допроса выкололи глаза, осенью того же года расстреляли, а впоследствии реабилитировали. Годом ранее по подозрению в шпионаже в пользу Германии арестовали заместителя Арнольдова Юрия Арватова — его тоже казнили. Почти через два десятилетия его дело пересмотрели и не нашли состава преступления. Многих членов наблюдательного совета «Дерулюфта» объявили врагами народа.
В 1937 году из-за разногласий между советской и немецкой сторонами «Дерулюфт» фактически прекратил существование, и как следствие прекратились рейсы в Москву. В совместном предприятии ни Германия, ни Советский союз больше не были заинтересованы, самолеты распределили между «Люфтганзой» и набиравшим силу «Аэрофлотом». Авиалиния «Москва-Берлин» была закрыта (при этом Девау продолжал оставаться важнейшим внутренним аэропортом для Германии). После подписания пакта Молотова-Риббентропа в 1940-м полеты по этому маршруту возобновились и осуществлялись до нападения нацистской Германии на Советский Союз.
Алиханов против ДОСААФ
В 2018 году Калининград активно готовился к Чемпионату мира по футболу. Среди множества объектов, которые власти собирались сделать к ЧМ, значилась и большая «перехватывающая парковка» на ул. Суздальской. Построить ее согласилась компания «АвангардИнвестПроект» при условии, что после проведения матчей она получит эту землю и разрешение возвести на ней крупный жилой квартал. Областное правительство это устроило, и соглашение с инвесторами было заключено. Проект получил название «Русская Европа». Двадцать гектаров планируется застроить 5-8 этажными домами, тут же должны появиться поликлиника и сквер у озера Медведь. А еще инвесторы хотят возвести небоскреб, который должен будет стать доминантой нового района. Все это собираются сделать за 10-15 лет.
Инвесторы и региональные власти не учли, а возможно и намеренно проигнорировали одну важную деталь — будущий квартал примыкает к южной части действующего аэродрома Девау, а значит строить высотные здания тут нельзя. Право еще пять лет эксплуатировать аэродром по своему прямому назначению ДОСААФ получил в феврале 2019 года. Правда, в новом свидетельстве о госрегистрации снизили класс аэродрома. Теперь Девау может принимать только самолеты 4 класса — а это не более 10 тонн взлетной массы.
Идея застроить землю жилыми домами в 80 метрах от взлетной полосы не понравилась ДОСААФ. Осенью 2019 года организация уже в третий раз подала в суд на губернатора Антона Алиханова. В ДОСААФ сочли, что подписанное главой региона разрешение на строительство следует признать недействительным, поскольку оно не соответствует требованиям Воздушного кодекса и приказу Минобороны. До этого иск организации к властям отказались рассматривать Центральный районный суд и Арбитражный суд Калининградской области, в обоих случаях сославшись на неподсудность споров такого характера.
В зону противостояния калининградского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ и правительства Калининградской области попала и земля под самим аэродромом. Территория площадью в 100 гектаров, на котором расположен старейший аэродром Европы, принадлежит Росимуществу, но находится в долгосрочной аренде (до 2049 года) у ДОСААФ. И отдавать землю властям организация не хочет.
Необходимость изъятия земли у авиаторов Антон Алиханов мотивировал тем, что «аэродром для самолетов внутри города иметь не целесообразно». «Если вдруг какой-нибудь легкомоторный самолет заглохнет над городом, ему нужно либо дотянуть до Девау либо падать на улицы, дома или еще куда-то. У нас все аэродромы для малой авиации вынесены за территорию города», — сказал губернатор.
Как власти собираются добиться изъятия земли под Девау, пока не очень понятно. Дело в том, что весной 2019 года суд признал, что Росимущество незаконно расторгло с ДОСААФ договор аренды, в апелляционной инстанции это решение устояло. Более того, за организацию вступились военные, заявив, что аэродром может быть задействован для нужд обороны. Сама парковка, на месте которой должен появиться новый микрорайон, особым спросом у болельщиков во время Чемпионата мира не пользовалась.
Несмотря на все это, в правительстве утверждают, что документы о передаче земли под аэродромом находятся «на подписании». В случае если это произойдет и территория достанется властям, с Девау снимут статус аэродрома — на этом настаивает Антон Алиханов. «Хочу сказать, что у этой организации там, кроме незаконно построенных и сдаваемых в аренду гаражей — причем я не знаю, куда шли деньги от аренды, — ничего нет. Зато я знаю, что малая авиация в городе — это опасно», — повторил свой тезис о безопасности Алиханов. При этом он заверил, что застраивать Девау никто не собирается, так как здание аэродрома накладывает ограничение на всю территорию. «И даже чисто гипотетически, чтобы его снять, нужно прийти к премьер-министру Дмитрию Медведеву, согласовав предварительно со всеми задействованными структурами. Этим никто в здравом уме заниматься не будет, потому что это политическое самоубийство. А я хочу снова избираться в 2022 году», — сказал Алиханов и добавил, что скорее умрет, но слова не нарушит.
Обещания губернатора пилотов гражданской авиации ДОСААФ не убедили. Один из них, Владислав Шарамкин, уверен, что власти нацелены на то, чтобы Девау застроить. «Нам уже давно понятно: все это делается в интересах определенной группы людей, которые имеют деньги. Оставят какой-то клочок, скажут, что это исторический кусок аэродрома, а все остальное пойдет если не под застройку, то под благоустройство», — заявил Шарамкин изданию «Север.Реалии». Такой же точки зрения придерживается и начальник калининградского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ Сергей Мащенко: «Потом снимут статус памятника и застроят и полосу тоже — такое при нашем наплевательском отношении к закону вполне возможно».
Дольщики с Девау
На протяжении последних нескольких лет к памятнику «Землякам-космонавтам» в Калининграде выходят люди, когда-то вложившие деньги в покупку квартир в жилом комплексе у аэродрома Девау. Строить жилье тут начали еще в 2012 году. На участке площадью почти 28 тысяч квадратных метров планировалось разместить восемь малоэтажных домов. Спустя несколько лет прокуратура сочла, что появление жилого микрорайона может негативно отразиться на безопасной эксплуатации аэродрома. А еще оказалось, что расстояние между взлетной полосой и фундаментом ближайшего дома не превышает одного километра, что создает угрозу безопасности для жителей района. Власти должны были это предусмотреть, но почему-то все равно выдали разрешение на строительство.
После вмешательства надзорного ведомства суд признал строительство незаконным и постановил снести постройки. Про дольщиков, которые рисковали остаться без жилья власти вспомнили к осени 2015 года. Тогдашний врио губернатора Николай Цуканов потребовал провести проверку и оказать помощь дольщикам помощь, но им от этого легче не стало.
«На момент строительства наших домов и вступления в долевое участие все документы были в порядке — проверяла юстиция, проверяли банки, проверял Росреестр, и всё было в порядке. Банк не дает ипотеку и не аккредитует объект, если там что-то неправомерно, и когда уже дома построены, уже стоят готовые, у нас их пытаются снести. В деле возникло как будто выданное постановление от сентября, что нельзя вести строительство, однако никто не приезжал и это строительство не запрещал», — рассказывала несколько лет назад «Новому Калининграду» одна из дольщиц Наталья.
Летом 2016 года вице-премьер Максим Федосеев, казалось бы, обнадежил оставшихся без денег и квартир дольщиков, заявив, что ситуацию можно решить с помощью снижения этажности у некоторых домов. Но история с мертвой точки так не сдвинулась. К тому моменту квартиры в так и не построенном районе купили больше сотни семей.
Обманутые дольщики продолжали участвовать в протестах, и, кажется, губернатора Антона Алиханова это стало раздражать. «Я, честно говоря, не очень понимаю эту мотивацию. Я их принял, встречаюсь. Чего ходить на эту площадь? Я и так им буду помогать. Я не очень понимаю этот подход. Наша работа, наша инициатива. Вы с ними поговорите. От того, что они будут ходить на площадь, ничего не изменится. Хуже или лучше работать мы от этого не станем. Держите с ними контакт тогда», — заявил летом 2019 года глава региона.
Через полтора месяца региональные власти отчитались: страховку за не полученные у аэропорта Девау квартиры получила треть дольщиков. Сам губернатор при этом говорил, что передача земли под Девау не только сделает более безопасными полеты легкомоторной авиации над Калининградом, но и решит проблемы калининградцев, до сих пор не получивших ни жилья, ни страховых выплат. Ведь именно наличие действующий взлетной полосы Девау создает охранную зону и накладывает множество ограничений на застройщиков.
И если идея правительства лишить Девау статуса аэродрома возмущает авиаторов, то дольщики ее только приветствуют. «Если статус с аэродрома будет снят, мы можем получить разрешение на строительство. Здесь можно будет строить без всяких ограничений», — предполагает Ирина Шаульская, которая все еще ходит на пикеты и требует справедливости.
Аэродром для патриотов
Последний пассажирский рейс с Девау был выполнен 27 января 1945 года, когда к Кенигсбергу уже подступали советские войска. Хотя еще раньше, в 1944-м, аэродром значительно пострадал во время бомбардировки со стороны британской авиации.
После войны Девау стали использовать на местных маршрутах, к 70-м годам упразднили и их. Гражданская авиация СССР к тому времени уже перешла на реактивные самолеты, а принимать их взлетная полоса Девау не могла чисто технически. Так первый в Европе аэропорт потерял статус пассажирского. Во второй половине 80-х на базе Девау организовали местный аэроклуб ДОСААФ, какое-то время здесь бурно развивались парашютный спорт и малая авиация. После распада Советского Союза финансирование аэроклуба сильно сократилось, он увяз в долгах, а сам аэродром начал приходить в упадок. Самолеты не на что было ремонтировать и обслуживать, а число прыжков с парашютами снизилось. В девяностые и двухтысячные территорию аэропорта стали использовать в том числе как коммерческую площадку для концертов, фестивалей, автогонок; как-то тут отмечали юбилей ВДВ.
Около десяти лет назад территорию аэродрома признали объектом культурного значения. И сейчас Девау действительно больше напоминает музей авиатехники под открытым небом, чьи экспонаты ржавеют и разрушаются от времени.
В январе 2018 года губернатор Калининградской области Антон Алиханов рассказывал, что на аэродроме Девау планируется создать парк «Патриот» (при этом министр обороны Сергей Шойгу предлагал реализовать подобный проект на базе крепости Пиллау), но вопрос опять же упирался в ситуацию с землей, арендованной ДОСААФ на 49 лет. Более того, эту идею раскритиковал бывший начальник калининградского аэроклуба Сергей Хайлов, который также предполагал, что власти хотят себе землю под Девау, чтобы просто застроить ее недвижимостью. Сам же губернатор считает, что военно-патриотический парк будет пользоваться «бешеным спросом». А в конце сентября 2019 года Алиханов подтвердилсвое намерение превратить Девау именно в такой тематический парк. «Никто его [аэродром Девау] не трогает, он остается. И взлетная полоса его сохраняется. Он будет развиваться в той концепции, которая была предложена — как филиал парка „Патриот“. Мы сейчас ведем работу с несколькими заинтересованными в этом людьми», — заявил Алиханов.
15 октября у аэродрома Девау появились дорожные строители. Без объяснения причин они начали сносить ограждения авиационно-спортивного клуба. «Сегодня днем дорожные строители произвели снос забора, отделявшего аэродром Девау от территории бывшей войсковой части, вторглись на территорию авиаспортивного клуба на пять метров и с помощью строительной техники начали ровнять грунт», — заявил Сергей Мащенко. Строители утверждали, что им поручено начать подготовку к строительству дороги и всеми необходимыми разрешительными документами от Росимущества они обладают. Правда, подтвердить свои слова ничем не смогли, после чего работы временно приостановили.
Летом 2019 года ДОСААФ задумал грандиозно отметить «100-летие Девау». Планировалось, что в Калининград прилетят около сотни любителей авиации из разных стран мира, а на аэродроме откроется выставка ретро-самолетов. «100-летие Девау — это был шанс подняться на очень высокий уровень. Можно было офигенное шоу сделать и кучу очков набрать на этом. Это был бы политический шаг, показывающий, что Калининградская область открыта к экономическому сотрудничеству. Если хотите, это мог бы быть наш фестиваль в Жуковском. Как иначе сюда люди с инвестициями пойдут? В пробке на границе встанут?» — говорил «Комсомольской правде» начальник посадочной площадки «Вальдау» Александр Филин.
Празднование получилось смазанным: незадолго до фестиваля выяснилось, что региональные власти не собираются спонсировать организаторов; сам фестиваль из двухдневного превратился в однодневный, ничем значительным не запомнился и, судя по всему, был последним в истории Девау.
Текст — Олег Зурман, фото — Виталий Невар «Новый Калининград»
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов»
Источник: