Фото: кадр из фильма «Большая жизнь»
Кино, как один из видов искусства, может служить разными целям. Например, в качестве пропаганды или способа расслабиться и отдохнуть. Как инструмент пропаганды фильмы можно использовать в самых разных целях. Иногда в них делают рекламные вставки. Кино может играть важную роль в идеологическом воспитании граждан, формировании с их сознании желаемого облика страны и человека. А что в культурном тренде в современной России? Посмотрим на примере популярных фильмов и сериалов последних десятилетий.
«Бригада», 2002. Повествует о бандитских разборках на рубеже 80-90-х годов.
«Адмирал», 2008. Фильм, прославляющий Александра Колчака, руководителя Белого движения, признанного военным преступником и не реабилитированного и поныне.
«Тайны следствия», 2000-2019. Сериал, повествующий о буднях работников прокуратуры, ежедневно сталкивающихся с жестоким миром преступности.
«Мажор», 2014. Сериал, рассказывающий о криминальной биографии сына российского олигарха, который не уделял время на воспитание отпрыска.
«Пятницкий», 2012. Очередной сериал о доблестных борцах с преступностью.
Довольно мрачный список вышел. Попытаемся найти что-нибудь более позитивное из популярного современного кино. В последние годы были сняты ремейки советских лент. «Служебный роман. Наши дни» (2011) — фильм, вызывавший одно недоумение — как надо постараться, чтобы так опошлить советский шедевр. «Ирония судьбы. Продолжение», не имевшая успеха у зрителей. Критик Валерий Кичин отозвался о продолжении любимого многими новогоднего фильма следующим образом:
«Камерную историю упаковали в доспехи блокбастера, неловко плюхнувшись между двух стульев и создав нечто, по определению не имеющее своей аудитории. И чудо бесследно испарилось».
Идем дальше.
«Днюха», 2018. Описание:
Отгуляв днюху своего лучшего друга, Антон очнулся в другом городе. Он заперт в квартире незнакомой девушки, ничего не помнит, а жесткие видеоролики его вчерашних подвигов взрывают интернет. Компромат с бешеной скоростью набирает лайки, его в любой момент может увидеть девушка Антона — Марина, в отношениях с которой он уже сделал самый важный шаг…
«Бабушка легкого поведения», 2017. Описание:
Александр Рубенштейн по прозвищу Трансформер обладает талантом перевоплощения в разные образы. Этот навык используется им в криминальных целях. После неудачного дела Саня вынужден скрываться от преследователей в доме престарелых своего дяди, выдавая себя за бабушку. Там он встречает девушку Любу и влюбляется, но в него самого неожиданно влюбляется дедушка из дома престарелых.
Итак, в российском кинематографе преобладают темы криминала, олигархов, антисоветизма, антисоциального поведения. Надо признать, что популярные фильмы — это всего лишь отражение реальности, в которую нас поместили. Какое еще искусство может появиться в прозябающей в безыдейности и социальном расслоении стране? Только криминал и странные поступки, которые совершают растерянные люди. А антисоветизм в кино отвечает идеологическим предпочтениям российской политической элиты. Не прославлять же страну, которую так долго и с таким трудом разрушали? Но почему-то на праздники на наших экранах предпочитают транслировать старые, добрые советские фильмы.
Это говорит о том, что владельцы телеканалов и сами понимают, что современный кинематограф может только испортить праздничное настроение. Кому захочется наблюдать за похождениями мажора или бабушки легкого поведения? В праздник хочется видеть на телеэкранах какое-то созидание, а чем в этом поможет новомодная криминальная драма или пошлая комедия? За темой созидания телевизионщики могут обратиться как раз к советским кинолентам – жизнь простого рабочего честного человека куда приятнее наблюдать, чем похождения олигархов и будни прокурора. Вот и пользуются телеканалы кинолентами времен творчества, труда и созидания. В советском кино хватало труда и веселья без пошлости.
«Большая жизнь», 1936 год. Фильм, рассказывающий о жизни и работе шахтёров Донбасса.
«Территория», 1978 год. Фильм о геологах, которые ищут золото на севере.
«Высота», 1957 год. Фильм о строителях.
Много снималось и «отдыхающих» фильмов.
«Иван Васильевич меняет профессию», 1973. Экранизация повети Михаила Булгакова о молодом ученом, изобретателе машины времени.
«Служебный роман», 1977. Лирическая комедия, действие которой разворачивается в статистическом учреждении.
«Самая обаятельная и привлекательная», 1985. Фильм о Наде Клюевой, инженере конструкторского бюро НИИ.
«Большая перемена», комедия о молодом учителе вечерней школы, его взрослых учениках и их непростых отношениях.
Трудящемуся человеку, научному сотруднику, учителю и ученику (ведь это тоже благородный труд) – вот, кому уделялось внимание при создании фильмов. И они пользовались успехом, ведь граждане СССР честно трудились и верили в светлое будущее страны, как результат своего труда. Куда все это подевалось сейчас? Почему на экранах столько грязи и пошлости? Почему рабочий считается сегодня неудачником?
Потому, что больше нет уважительного отношения к труду. Страна утратила этот идеал – простого работника, который строит светлое будущее. Поэтому и не снимаются фильмы, вдохновляющие на трудовые подвиги. Да и сложно это сделать, когда промышленность в стране погромлена. А вот криминал в таких условиях вполне закономерно начал процветать. Потому и стали появляться как грибы после дождя фильмы и сериалы, снятые в жанре «криминальная драма».
Искусство отражает действительность и за это его бесполезно критиковать, пока мы не изменим нашу жизнь. Когда мы вернем нашей стране на уровне государственной идеологии нравственность, ценность труда, вернется на телеэкраны и уважение к простым людям, которые каждый день ходят на работу.
«Россия может стать нравственным, трудовым, народовластным государством справедливости. Русским российским цивилизационно-идентичным государством. Государством настоящего социализма, стоящим на страже интересов всех и каждого»!
Так сказано в Программе Сулакшина, которая сегодня предложена стране для ее кардинального переустройства.
Под нее разработан проект новой Конституции и всего связанного с ней, подготовлен пакет доктрин, законов, постановлений и концепций, направленных на переустройство России в соответствии с программными целями.
Ведь для того, чтобы вернуть России смыслы и ценности, недостаточно прокричать грозные слова или составить список шагов, которые ничем не помогут в деле возвращение стране и народу нравственного искусства. Оно выполняет важную идеологическую и воспитательную роль в работе с обществом и не существует само по себе.
Пусть никто не думает, что если мы просто поругаем современное российское кино, оно вдруг начнет транслировать нам высокие ценности и идеалы. Нет, это гораздо более сложная система и она неотделима от того типа государства, в котором мы живем. Только в нравственном государстве мы увидим совершенно иное по качеству и идеологической ценности кино.
Надежда Октябрьская, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)
Источник: