В среду, 14 июля, в Луганске прошел Форум граждан России в ЛНР. Очередное интеграционное пропагандистское мероприятие, где рассказывалось о том, какими «огромными темпами» Народные республики входят культурно и экономически в состав России. Претензий к замыслу мероприятия нет, но есть претензии по части его наполнения. Каждый такой форум сопровождается приездом знаковых фигур, а «первые лица» ЛНР и ДНР рассказывают о титанических усилиях, приложенных на пути к интеграции.
Замыливание глаз и строительство «потёмкинских деревень» не будет основным посылом этой статьи. Предстоящей осенью Россия готовится избрать новый состав Госдумы, а Донбасс впервые будет участвовать в российских выборах.
Сейчас уже можно с серьезной долей уверенности говорить о том, что донбассовцы смогут отдать свой голос на выборах, но предшествовало этому ряд важных принятых решений, а также необходимость разработки отдельного механизма для голосования. Основная трудность для участия в выборах жителей Народных Республик состояла в том, что на территории ЛДНР нет официальных представительств России, и как следствие, для участия в голосовании им требовалось выезжать в соседнюю Ростовскую область, как это было с поправками в Конституцию.
Теперь же ЦИК регламентировал для жителей возможность участия в онлайн-голосовании. Для этого обладателям российских паспортов необходимо зарегистрироваться на портале «Госуслуги», предварительно получив персональный номер СНИЛС.
На первый взгляд все кажется простым, если бы не суровые реалии. Первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ Виктор Водолацкий сообщил о том, что на текущий момент более 600 тыс. донбассовцев, получивших российское гражданство, смогут проголосовать в думских выборах. Можно опираться на эту цифру как на исходную.
Исторически сложилось так, что в ходе паспортизации власти ЛДНР заняли, мягко говоря, достаточно сдержанную позицию. В ответ на издание президентом Путиным указа об упрощении выдачи гражданства, исполнительная власть создала сверх необходимого сложности для его получения. Это касается прежде всего необходимости обязательного наличия паспорта ЛНР или ДНР при подаче документов. На первых порах обязательным было и наличие украинского паспорта (в то время как согласно указу Путина для этого требовался хотя бы один из двух документов). Кроме того, вводилась обязательная норма нотариального перевода документов с украинского на русский, сбор справок о нахождении в браке, судимостях и так далее. Как итог, гуманистические побуждения российского руководства как можно наделить жителей гражданством столкнулись с суровой бюрократической (если не саботажной) действительностью на местах.
Это все привело к тому, что начальная волна желающих получить российское гражданство схлынула. Позже часть искусственных ограничений была снята, что-то упрощено, но главная преграда — наличие паспорта образца ЛНР или ДНР — продолжает действовать. На сегодняшний день для получения их очередь расписана вплоть до конца 2022 года. Соответственно раньше этого срока желающие стать гражданами России донбассовцы своими гражданскими правами воспользоваться не смогут. Если проводить оценку, то смело можно предположить, что к сегодняшнему дню в Донбассе минимум было бы в два раза больше россиян, получивших российское гражданство.
Кроме искусственных преград на пути получения российского гражданства, стоит упрекнуть профильные и курирующие органы в отсутствии политической дальновидности в ходе этого процесса. Процесс выдачи российских паспортов подразумевал необходимость обязательного выезда в Ростовскую область в Миграционные пункты. Для этого жителям ЛДНР предоставлялась возможность трансфера в соответствующий миграционный пункт и обратно.
Сбор и передача документов, организация поездки для выдачи — это все обязательства, которые взяли на себя профильные органы. Предприимчивые же граждане, получив паспорта, в этот же день успевали самостоятельно получить и СНИЛС. Например, в Покровском, где находится один из пунктов выдачи, для этого необходимо было всего-то перейти улицу, подать заявление в МФЦ и через 20-30 минут СНИЛС уже на руках. Но таких граждан за каждую отдельную поездку находились единицы. Остальные либо не знали в чем суть необходимости его получения или не знали процедуры.
Теперь же с учетом планов участия в осенних выборах, властям срочно потребовалось раздать всем жителям СНИЛСы. Доходит до комичного, но предложения о выдаче СНИЛСов можно увидеть и услышать где угодно: на телевидении, в прессе, на билбордах, в общественном транспорте. В ход пошли даже массовые рассылки СМС раз в одну-две недели. Ситуация предельно ясна — власть «резко» стала заинтересованной в выдаче гражданам СНИЛС. Объяснение тому понятно — политические мотивы. Сотни тысяч участвующих в российских выборах граждан будет серьезным подспорьем для создания нарративов в переговорах по Донбассу.
Стоит ли говорить, что граждане не с особым рвением идут получать СНИЛСы? Те, кому было нужно, получили своим путем, остальным нужно отстоять очереди, потратить свое время. Мягко говоря, не все готовы, не всем надо. Как следствие — еще одна просадка к моменту проведения выборов. Ну и сюда же нужно добавить всех бабушек и дедушек, которые очень смутно себе представляют смысл получения номера, как и регистрации на «Госуслугах» с перспективой в дальнейшем через него поучаствовать в выборах.
Таким образом, при общем населении в 2,8 млн человек на территории, к моменту выборов складывается перспектива получить 50-100 тыс. реальных голосов. И здесь, как в случае с выборами внутренними, «нарисовать» данные уже не получится. Вот и получается, что изначально амбициозная идея участия Донбасса в голосовании разбивается о реалии внутреннего самоуправства и политической недальновидности властей. Россия столкнулась с суровой реальностью административного и управленческого кризиса Народных Республик, и она с практически стопроцентной долей вероятности предстоящие выборы в Донбассе занесет себе в пассив.
P.S. На прошедшем форуме было сделано еще одно знаковое заявление — с нынешнего года президент Путин распорядился в два раза увеличить квоту на поступающих с Донбасса абитуриентов в российские вузы. А тем временем в Народных Республиках продолжают абитуриентов друг друга (как и россиян) считать иностранцами, при поступлении в учебные заведения у которых права хуже, чем у тех, которые заезжают поступать с территории Украины.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
Источник: