МОСКВА, 11 апр — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Белорусские специалисты изучают возможность перекрытия нефтепровода «Дружба», по которому осуществляется транзит российской нефти, на время ремонта из-за требований экологии, заявил вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко. По его словам, нефтепровод функционирует в нормальном режиме, но нуждается в ремонте из-за долгого срока эксплуатации. «Были определенные выводы наших инженеров и технических сотрудников, что этот нефтепровод необходимо было закрыть на регламентные ремонтные работы еще полтора года назад», — сказал вице-премьер. Тогда было решено не подводить партнеров. Но сейчас в свете особого внимания к проблемам экологии не обойтись без ограничения или перекрытия определенных участков, добавил он.
Лукашенко об отношениях с РФ: Обнаглели до такой степени, что начинают выкручивать руки
Первый замгенерального директора «Гомельтранснефть Дружба» (оператор белорусского участка трубопровода) Андрей Вериго уточнил, что планируется ремонт пяти участков. «Трубы в земле лежат, 80% труб положили еще наши деды. Представьте себе, что металл уже более 50 лет лежит в земле. Естественно, он требует ремонта и обслуживания», — сказал он.
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко на совещании с правительством напомнил о «закрытии рынка» Россией для белорусских товаров. Раньше речь шла о мясных и молочных продуктах, теперь РФ ввела новый запрет – на поставки яблок и груш из Белоруссии. В этой ситуации при необходимости нужно закрывать нефтепроводы и нефтепродуктопроводы в стране на ремонт, несмотря на российский транзит, заявил он.
ПОЛИТИКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
По мнению руководителя аналитического управления ФНЭБ Александра Пасечника, основная подоплека этой истории – политическая.
«Стоит подождать реакции «Транснефти» на эту новость и подробностей – какие именно участки хотят закрыть, есть ли там обходы. Но уже очевидно, что вопрос ремонта увязан с таможенными и продуктовыми историями – яблочные и молочные войны переросли в нефтяные», — говорит он.
Исходя из риторики Лукашенко, вопрос ремонта трубопровода связан с позицией России по доступу к рынкам. Ремонт, в том числе, увязывают с неясностью по компенсациям для Минска в рамках налогового маневра, полагает эксперт.
Однако о маневре стало известно не вчера и завершится он не завтра – процесс плавный и предполагает достаточно времени для адаптации. В Кремле дают понять, что вопрос обсуждается, и Россия готова к компромиссам, поэтому здесь встает вопрос торга. Не случайно тему ремонта актуализировали именно сейчас, считает эксперт. Если бы он стоял в планах, российская сторона была бы об этом уже давно осведомлена.
УЩЕРБА НЕ БУДЕТ
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков уточнил, что нефтяной рынок принципиально отличается от газового с точки зрения доступности экспорта. Он может функционировать и без трубы – это будет неприятно и создаст хлопоты, но ничего критического не произойдет.
Минск изучает возможность перекрытия нефтепровода «Дружба» на время ремонта
«Часто нефть поставляют не по трубопроводам, а по другим транспортным артериям: автодороги, железные дороги, морские пути. Нечто подобное Россия может сделать и в случае перекрытия «Дружбы». Всегда можно увеличить поставки морем – это общепринятая практика. Думаю, что портовые мощности должны справиться с этой нагрузкой, тем более, она продлится недолго – ремонт ведь не займет месяцы», — сказал он.
Таким образом, если у кого-то есть желание навредить России, то таким путем сделать это невозможно – все контрактные поставки страна сможет осуществить по графику, полагает эксперт. С другой стороны, объяснить европейцам перекрытие трубопровода будет непросто. «Одно дело, Украина, не договорившаяся с «Газпромом» о ценах на транзит, но и то они не перекрывали трубу, а объем падал за счет самовольного отбора. Совсем другое – ремонт трубопровода, который должен быть штатным и обговариваться заранее», — отметил Танурков.
Что касается ремонта трубопроводов, то это общемировая практика – их проводят везде и всегда, поскольку металл изнашивается. Однако всегда ищут компромисс, чтобы не навредить поставкам – ищут обходные пути, делают запасы, выбирают определенные часы для ремонта, рассказал Пасечник.
Судя по всему, Минск не настроен наносить серьезный ущерб поставкам нефти из РФ в Европу, поэтому даже в случае необходимости сроки, темпы и параметры ремонта будут согласовываться. И, скорее всего, это будет увязано с определенными экономическими уступками со стороны России, делают вывод эксперты.
Источник: