Источник:
Не так давно в СМИ был опубликован текст письма учительницы из Усть-Каменогорска Оксаны Александровой. Написанное педагогом сразу же разлетелось по соцсетям и мессенджерам. Коллеги автора письма передавали ссылки друг другу и переживали за нее, передает YK-news.kz.
В письме содержались предложения для готовящегося закона "О статусе учителя".
"Я работаю учителем начальных классов общеобразовательной школы КГУ «Средняя школа №39» акимата города Усть-Каменогорска. Стаж работы 28 лет. Мне 48 лет. Высшая категория высшего уровня квалификации. Участник апробации обновленного содержания образования. Имею грамоту Министра образования Республики Казахстан за большой вклад в образование страны. Я очень люблю свою профессию", — начала свое письмо педагог.
По ее словам, она рада, что в Казахстане решили заняться повышением статуса учителя. Она надеялась, что ее письмо прочтут сотрудники МОН, и педагог сделал свои предложения.
Учитель решила начать с предложения по адекватной самооценке педагога.
"Современный педагог систематически, ежедневно подвергается стрессам, нападкам, агрессии, оскорблениям со стороны неадекватных родителей, детей, администрации школы, ГорОО и других контролирующих органов. Кто может повысить эту самооценку? Конечно же сам педагог – скажете Вы и будете правы. Однако, учитель не чувствует себя защищенным человеком со своим мнением, внутренним миром, хобби, интересами. Его некому защищать. Все только контролируют и ругают", — пишет она.
По словам учительницы, педагоги в настоящее время являются "самым незащищенным существом в системе образования". Она утверждает, что профсоюзы не защищают учителей, а также идет отток молодых педагогов из школ. Учитель отметила, что молодежь работает год-два, а затем уходит.
В связи с этим женщина предложила:
- ввести психолога для учителей в каждую школу. Проводить тренинги, беседы, релаксирующие моменты и так далее. Должны быть созданы комитеты по защите педагогов;категорически запретить родителям вмешиваться в учебный процесс;ввести контроль за выполнением родителями их обязанностей по отношению к их детям.
Далее она коснулась свободного времени учителей.
"Свободного времени у педагогов нет, так как мы тратим его на проверку тетрадей, разработку и проверку формативных и суммативных работ, экскурсии с детьми в музеи, театры и тому подобное", — пишет она.
Она задается вопросом, почему при переходе на цифровой режим ведения документации учителя все еще возятся с бумажными отчетами, также им приходится дублировать все это в электроном формате.
Ее также интересует, почему не оплачиваются подготовки к урокам и прочие внеурочные дела учителей. Учитель жалуется, что ей категорически не хватает времени.
"Семья меня не видит, новости я не смотрю, ужин не готовлю. Происходит деформация личности практически у всех педагогов", — говорит она.
Также ее беспокоят нагрузки в каникулярное время, по ее словам, усталости становится еще больше.
Она предлагает:
- пятидневную рабочую неделю относить и к деятельности педагогов;в каникулярное время ограничить деятельность педагогов. Дайте им выспаться и набраться сил перед новой четвертью!оплачивать учителю подготовку к урокам во внеурочное время.
Помимо этого учитель недоволен обилием контролирующих органов в системе образования.
"А Вам не кажется, что слишком много контролирующих органов? Такое впечатление, что учитель работает для них, а не для детей", — жалуется она.
По ее словам, многие контролирующие органы изжили себя с введением обновленного образования.
"Проанализируйте качественный состав методистов всех контролирующих органов. Это молодые педагоги без стажа, категории и опыта работы в школе. Чему может научить такой специалист, который придет ко мне на урок? Это смешно. Поэтому все методисты не пользуются уважением опытных педагогов, а внушают страх своей некомпетентностью и слепой властью над учителями", — написала она.
Также женщину беспокоит рейтинг школ, по ее словам, обновленная система образования не предусматривает сравнение школ. Она отмечает, что показатели качества знаний все равно будут не одинаковыми из-за различных факторов.
Также учителя заботит падение авторитета учителей.
"Есть еще такой факт: если родителям ученика не нравится оценка его ребенка за четверть, то он звонит сразу в ГорОО, Департамент или акимат и непременно жалуется на учителя. Оттуда поступает звонок в школу и учителя заставляют сменить оценку на более высокую. Таким образом, мы видим, как падает авторитет учителя в глазах ученика, родителя и в глазах самого педагога", — пишет она.
В связи с этим предлагает:
- оптимизировать, максимально сократить количество контролирующих единиц и органов. Таким образом, эти специалисты придут работать в школы учителями. Сократится нехватка специалистов в школах;ограничить создание дублирующих отчетов, планов для контролирующих органов;запретить рейтинг школ;прекратить вышестоящим органам идти на поводу у прихотей родителей.
Еще учительницу заботит справедливая оплата учительского труда. По ее словам, из-за надбавки в 4 тысячи тенге за руководство классом многие уже не соглашаются на эту тяжкую работу. Также педагога беспокоит ставка учителя.
Она предлагает:
- достойно оценивать вредность трудовых условий учителя (зрение, психологическое давление, стрессовые ситуации);классное руководство должно оплачиваться специальной ставкой, а не 4000 тенге;зарплата педагога должна быть высокой;на каждую параллель классов ввести штатную единицу, помогающую во внеклассной работе, индивидуальной работе с учениками;почему бы не ввести помощника учителя, который есть в других странах, на которые ориентируется наше обновленное образование;необходимо снизить ставку педагога в начальном звене до 14 часов;учителям, участвующим в апробации обновленного образования, вернуть забытые государством доплаты.
В завершение своего письма женщина обратила внимание на профессиональные курсы для педагогов. Она говорит, что учителей заставляют ходить на такие курсы за собственные деньги.
"А участие в очных конкурсах – просто фантастика! Все призовые места куплены заранее. Говорю не голословно. Я сама участвовала в областном конкурсе «Учитель года» и все видела своими глазами", — поднимает еще одну проблему педагог.
Помимо этого ее беспокоит процесс аттестации.
Предлагает:
- ограничить участие педагогов после 25 лет работы в школе в аттестациях, конкурсах;запретить платные профессиональные конкурсы для педагогов.
"Таким образом, можно увидеть, что педагог в наше время — бесполое, безденежное, беззащитное, с отсутствием свободного времени существо. Поднять статус педагога– это сверхзадача внутренних дел государства", — подытожила свое письмо педагог, отметив, что писала его искренне.