Сергей Миронов провоцирует новую дискуссию о ЕГЭ

Единый государственный экзамен может оказаться в центре избирательной кампании. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов потребовал отказаться от обязательной сдачи ЕГЭ, сделав испытание добровольным. По его мнению, госэкзамен не соответствует принципам бесплатного высшего образования в России. Это связано с тем, что школьники тратят значительные средства на обучение у репетиторов, без которых сдать экзамен невозможно. С одной стороны, Миронов не сказал ничего нового. С другой – заявление вызвало резонанс в образовательной среде, которая понимает, что политические дискуссии могут изменить ситуацию с экзаменами.

Тема ЕГЭ для политиков считается практически беспроигрышной. Согласно опросу, проведённому Общественной палатой, 59,32 процента граждан считают, что ЕГЭ не даёт объективной оценки знаний. По мнению 43,97 процента, экзамен приводит к снижению качества образования. Согласно исследованию фонда «Общественное мнение», 64 процента россиян не одобряют ЕГЭ как вид вступительного экзамена в вузы.

С Мироновым готовы поспорить эксперты. Почётный работник высшего профессионального образования РФ, доктор технических наук, профессор Евгений Белый в разговоре с «Октагоном» указал на то, что благодаря ЕГЭ в прошлом осталась ситуация, когда не подготовка ученика должна была соответствовать требованиям, а требования адаптировались к уровню обучающихся. Именно поэтому, по его словам, и возникали ситуации, когда из двух соседних школ городского района выпускники выходили с одинаковыми оценками в аттестатах, но с совершенно разными знаниями.

«ЕГЭ – это независимая оценка качества образования. Согласитесь, есть что-то порочное в ситуации, когда государственную итоговую аттестацию (ГИА) проводят те же педагоги, которые к этой аттестации учащихся готовили».

Евгений Белый
почётный работник высшего профессионального образования РФ, доктор технических наук, профессор

– Вузы сейчас также пытаются решить проблему независимости ГИА (пока, по-моему, не очень успешно) – назначают не аффилированных с вузом председателей государственных экзаменационных комиссий, увеличивают долю представителей работодателей в составе этих комиссий, – поясняет Белый.

Белый также отметил, что с введением ЕГЭ блат и взятки ушли из приёмных комиссий вузов, по крайней мере, из тех, где не проводятся собственные вступительные испытания. Профессор утверждает, что изменился состав корпуса репетиторов: если раньше репетиторством занимались практически исключительно преподаватели вузов, которые готовили детей к поступлению в «свои» учебные заведения, то теперь из работников вузов в репетиторах остались только те, кто действительно качественно готовит выпускников к ЕГЭ.

– Как было в прошлом: собираются, например, преподаватели кафедры химии медицинского вуза и говорят: «Давайте, ребята, придумаем для вступительного экзамена что-то такое наше, специфическое. Конкурс ведь позволяет». Придумали и разошлись набирать себе учеников, чтобы объяснить, как преодолеть на экзамене это «наше специфическое». В результате преподаватель химии из классического университета не хотел браться за подготовку к вступительному экзамену по химии в медицинский институт, а фонарные столбы в столичных городах были заклеены объявлениями типа: «Готовлю по математике в МВТУ», «Репетитор по биологии в Первый медицинский», – говорит эксперт.

Россия с Андаманских островов

Кандидат исторических наук, доцент Алексей Яковлев, преподававший не только в вузах России, но и Швейцарии и Китая, утверждает, что ни в коем случае недопустимо всё школьное образование сводить к натаскиванию на «верные» ответы и получению заветных баллов по ЕГЭ.

– Во время практического занятия по истории Отечества студент экономического факультета петербургского вуза, успешно сдавший все ЕГЭ, на мой вопрос о том, на каком континенте находится Россия, ответил после длительной паузы: «На Андаманском полуострове», – делится с «Октагоном» Яковлев.

С тем, что обстановка во время ЕГЭ – испытание для психики выпускников, соглашаются большинство специалистов.Фото: Александр Мамаев/Octagon.Media

По его словам, ЕГЭ формирует однобокое, некритическое, отформатированное мышление, а также «легитимизирует невежество»:

– ЕГЭ приводит к многочисленным психологическим проблемам, стрессам и депрессивным состояниям у учащихся. Такая форма испытаний способствует обогащению «одобренных и допущенных» по неким скрытым критериям авторов «загрифированных», «рекомендуемых пособий» и их издателей. В итоге введение единого госэкзамена привело к общему падению уровня образования, получаемого в средней школе, что доказано многочисленными данными международных рейтинговых агентств. И этот процесс продолжается.

Скандал за скандалом

ЕГЭ за время своего существования успел ознаменоваться целым рядом громких скандалов. Например, в 2018 году учитель и основатель проекта «Решу ЕГЭ» Дмитрий Гущин публично рассказал о том, что накануне экзамена ему прислали задания по химии и математике, которые совпали с заданиями на ЕГЭ. При этом тогдашний глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что утечки технически невозможны.

В 2013 году из-за того что количество стобалльников увеличилось почти в три раза по сравнению с предыдущим годом, прошла массовая перепроверка высокобалльных и стобалльных работ. Её провели в тех регионах, в которых было аномальное количество высоких баллов: в Дагестане, Ингушетии, Воронежской и Брянской областях.

Тогда в 77 процентах работ выявили серьёзные нарушения.

Работало несколько схем: проверяющий завышал балл за конкретное задание или заранее решал вариант, который по какой-то причине был ему доступен. Кроме того, проверяющие оценивали несуществующие задания и дописывали в работах выпускников решения задач.

В 2012 году в Волгограде осудили директора общеобразовательной школы за взятку от родителей. Директор гарантировала, что ученики получат высокие баллы по математике и русскому языку. На экзамене она помогла им сделать ксерокопии бланков, после чего вынесла их из школы.

Каждая партия перед выборами пытается заработать очки на темах народной повестки, поясняет глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв.

– ЕГЭ волнует многих, особенно в этом году, когда пандемия наложила отпечаток на учебный процесс, – сообщил он.

Однако, по словам эксперта, дальше спекуляций дело не пойдёт – никто ЕГЭ не отменит.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода».

Источник: narzur.ru

Добавить комментарий

Next Post

На распутье путинизма

Пн Янв 25 , 2021
Почему опасен Навальный? На смену надоевшему Путину тащат еще более пустого и недееспособного марионетку. Либерализма и несуверенности, дерибана и развала страны станет круче и больше. (С.С. Сулакшин) Весьма значительная часть россиян недавно потратила два часа