Опыт дистанционного образования провалился

Принужденный переход на онлайн-образование в школах/университетах не много кого привел в экстаз. Разгромная критика сменилась рассуждениями на тему «как нам обустроить дистант» и что взять от него в светлое постковидное будущее. На эти вопросцы наш нынешний эксперт отвечает афоризмом: «Когда вагоновожатый отыскивает новейшие пути, трамвай сходит с рельсов». Наш собеседник — Сергей РУКШИН, народный учитель Рф, управляющий известного Матцентра (его выпускники — филдсовские лауреаты Григорий Перельман и Станислав Смирнов), доктор Муниципального педагогического института им. А. И. Герцена. А также член Публичного совета при Министерстве просвещения. В разговоре о том, как сфера образования будет приспособиться к постпандемической действительности, математик Рукшин начал двигаться «от неприятного». Поведал о том, какой адаптации нужно бояться.

— Сергей Евгеньевич, для вас на деньках студенты-педагоги зачеты на удаленке сдавали. Удачно?

— Некие не заслужили зачета даже по меркам коронавирусного времени. Но кому-то подфартило: интернет-связь прерывалась, в таковых вариантах ставить «незачет» было бы безнравственно. Правда, и школьники, и студенты навострились симулировать проблемы в скайпе. Но у меня дома Веб от 2-ух провайдеров, так что я по последней мере могу отследить, когда лгут, что задачи с сетью у меня.

— Все молвят, чем плохо дистанционное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками). А что в нем проявилось неплохого и что необходимо взять на заметку?

— 1-ое, что отлично, — то, что отдельные учителя и целевые предки и школьники/студенты показали героизм и пережили этот период достойно. 2-ое отлично — то, что мы узнали, как все плохо.

Понимаете, лгать остальным можно, но для себя лгать, да еще веровать в это вранье, недозволено. Опыт дистанционного образования провалился. Оно проявило себя в наилучшем случае как эвакогоспиталь, в котором не вылечивают, а выручают, чтоб не помер сходу. Опосля чего же нужно уже отправлять в спец поликлиники и выхаживать.

Вот молвят, что генералы постоянно готовятся к прошлой войне. Многомиллиардные издержки на онлайн-методики, онлайн-уроки, на создание, как стильно гласить, «контента» — все это оказалось пустой трепотней и освоением бюджетов. И не поэтому, что никчемно, если нет компа и надежного Веба. А поэтому, что не делает мотивации. Школьник входит в Сеть — и нереально надзирать, слушает он урок либо в игрушки играет. Дистанционное образование — это не самостоятельная форма, а доборная. Это не «заместо», а «вкупе». Непременно, нужно какие-то темы перевести в онлайн. К примеру, ребенок еще лучше запомнит, где на карте Рф находится такой-то субъект Федерации, если будет не 45 минут про это слушать, а 10 минут поиграет в онлайн-игру, где субъекты как пазл складываются. Но мне не нужна была эпидемия, чтоб эти способности онлайн-обучения найти.

— Предполагалось, что онлайновое — это возможность, проживая в поселке, слушать уроки наилучших учителей Рф и лекции профессуры ведущих вузов…

— Я для вас привел в пример школьников, у которых как будто бы срывается скайп.

На онлайн-обучение способны лишь высокомотивированные люди. Их никогда не бывает много. Наиболее того: образование, о чем гласили и Макаренко, и Сухомлинский, на исходном шаге постоянно имеет элемент принуждения. Поэтому что увлекательнее играться во дворе, чем посиживать в классе.

Когда студент дома глядит лекцию, исчезает состязательность, у него нет осознания того, что одногруппник Вася обучается лучше и нужно бы поднатужиться и догнать.

Вот молвят: это не крайний вирус, нужно быть готовыми к повторениям пандемии. К каким повторениям? Венецианская чума не повторялась, а грипп у нас любой сезон новейший. История указывает, что опосля ужасных эпидемий население земли стремилось понимаете к чему? К тому, чтоб возвратиться к прежнему виду жизни. Закон Ньютона: в отсутствие деяния остальных сил тело сохраняет состояние прямолинейного равномерного движения. Чтоб это движение поменять, нужна наружная сила вроде высыхания степей, которое вызвало миграцию тюркских народов и привело к татаро-монгольскому нашествию…

— Угроза заболеваний — тоже полностью для себя наружная сила.

— А вот здесь нужно разобраться. Лично у меня опаски, что временные меры весьма комфортно пролонгировать. Много молвят о том, что «мир не будет прежним», поменяются социальные привычки, ускорится развитие электрической сети услуг… Я вижу во всем этом одно: красивую возможность для манипуляции.

— Вас слушать, так посиживают заговорщики и строят опасные планы, как пандемию применять.

— В том, чтоб население земли пошло по пути коллективного электрического сознания, — непременно, есть интересанты. У одних интересы алчные, у остальных просто по недомыслию.

Заказчиками интенсивного перехода в онлайн могут быть и политики, и бизнес-сообщества. Электрическая жизнь, невзирая на возможность связать всех со всеми, на самом деле разобщает. Без личного общения не было бы студенческих мятежей в Париже в 1968 году. А представьте, что все посиживают по домам и всем обеспечена достаточно комфортная жизнь — с доставкой пищи, с просмотром кинофильмов…

Это убивает социализацию. А мы как био вид выжили не лишь поэтому, что передавали друг дружке познания, опыт, способности, но и поэтому, что передавали эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) и все то, что в российском языке начинается с приставкой «со»: сострадание, сочувствие, сопереживание, сознание, соболезнование. Это когда кошки скребут на душе и ком в горле стоит, хотя и не для тебя плохо.

В «дистанционном» я вижу разобщение, а означает — опасность био виду. И если речь о образовании, то в особенности. Поэтому что дистант множит воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) на ноль. Воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) не передается ни дистанционно, ни уколами в musculus gluteus, то есть в пятую точку. Оно передается лишь от человека к человеку. Ученый воспитывается ученым вроде математика Франсуа Виета, который мог три денька не есть не в силах оторваться от задачки. Хирург воспитывается доктором на операциях, когда студент ощущает запах крови (внутренней средой организма человека и животных).

Я считаю, что, говоря о адаптации к новеньким условиям, необходимо непременно просчитывать нехорошие сценарии.

— К примеру?

— К примеру, что дистант — это, по сущности, конец студенчества и научного общества. На местность средневековой Сорбонны не имела права заходить парижская правоохранительные органы — так ковались институтские свободы.

Я опасаюсь, что в региональных университетах не первого ряда перейдут на онлайн-лекции, начитанные учеными столичных вузов, и это приведет к деградации, а позже к распаду региональных вузов. У местного доктора десятилетиями скопленные познания о том, что необходимо конкретно для местных заводов и шахт. Из столичного университета будут вещать, может быть, наиболее утонченную арифметику, но какое отношение она имеет к определенным местным реалиям?

Я опасаюсь, что население земли равномерно подведут к тому, что будет доступное онлайн-образование низкого свойства для всех и драгоценное, личностное, очное для элиты.

На сегодняшней стадии онлайн-образование — это возможность счастливо заблуждаться относительно собственных возможностей. Как мне произнес один дирижер: специалист различается тем, что он понимает, чего же не может и за что не возьмется. Вот принято ругать Андрея Фурсенко, некогда министра образования, за фразу «задачка школы — воспитывать (Ни одно животное не затрачивает так много сил на воспитание детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка) квалифицированного пользователя». У нас обожают усекать цитаты. Он гласил о том, что нужно взращивать человека, который будет применять, условно говоря, комп не для того чтоб в игрушки играться, а как рабочий инструмент.

— Вас не примиряет с реальностью то, что во всех странах принужденный переход на дистанционку прошел не искрометно?

— Мне все равно, что там в остальных странах. Америка позже купит подходящих ей готовых профессионалов — китайца, индуса, российского. А Наша родина обязана управляться идеологией чучхе. Это я не Северную Корею восхваляю, а сам принцип: во всех ситуациях мы должны быть готовы полагаться лишь на свои силы.

Если наши спецы уезжают на Запад — я не требую запретить мобильность. Я настаиваю, что мы в таком случае должны готовить больше, чтоб самим оставалось.

Мы ведь продумываем наши стратегические резервы. Итак вот образование — это стратегический резерв, и его необходимо повсевременно восполнять. Образование — это не услуга, это системообразующий институт Русского страны. Оно не лишь дает способности и познания, но и делает получающих образование гражданами. Очередной «нехороший сценарий»: выход из кризиса постоянно таит в для себя опасность диктата либо как минимум советов непрофессионалов. Герман Греф — эксперт в банковской сфере, но не спец в области образования, но, как понятно, дозволял для себя заявлять, что физматшколы необходимо закрыть. Прошлый зампред правительства страны Ольга Голодец, экономист, гласила, что задачи в нашем образовании — из-за прямоугольной формы классов.

— В советах непрофессионалов никогда нехватки не было, так что здесь ничего новейшего.

— Новое в том, что, повторю, когда мы разобщены, когда мы сидим по норкам, мы не даем отпор. Это может лишь общество, социальные группы.

Тот, кто снабжает нас электрическими сервисами, получает и возможность решать, что нам давать, а что нет. На самоизоляции вы не бродили по рынку меж рядов, а заказывали те продукты, которые для вас предлагала служба доставки. Я могу для себя представить, как ректор университета, человек на договоре у Минобрнауки, станет внедрять в собственном вузе те онлайн-программы, которые ему будут, так сказать, рекомендованы.

Меня встревожила размещенная в «Санкт-Петербургских ведомостях» статья почетаемого мною директора Эрмитажа Миши Борисовича Пиотровского, в которой есть такие слова: «Музей существует не для гостя, а сам себе, чтоб культурное наследство хранилось. Только одна из его функций — что-то демонстрировать людям, без помощи других решая, что они должны узреть».

Как директор огромного музея, Миша Борисович вправду отвечает в первую очередь за его выживание. И профессионалу Мише Пиотровскому общество может доверить выбор того, что нам демонстрировать, а что хранить в запасниках. Но глобально доверять производителям услуг право решать, что мне предоставлять, а что — нет, я бы не рискнул. Пример того, какой обычно выбор за нас делается, уже есть. Телевидение. Это ширпотреб, за который вы платите средства как налогоплательщик и тратите время жизни, просматривая телерекламу.

— В июне в Петербурге обязана была проходить Интернациональная математическая олимпиада, важное событие — ах так ее адаптировать к новеньким происшествиям?

— Официально «Межнар» перенесен на сентябрь. Мне бы весьма хотелось, чтоб все состоялось: Ленинград — Петербург еще никогда не воспринимал международную олимпиаду.

Но есть весьма огромные трудности. Министерство мудро (и, если честно, безысходно) поступило, признав всех 11-классников, вышедших в конец Всероссийской олимпиады, фаворитами. И дав им возможность поступать в университеты вне конкурса: они правда заслужили, они непременно обосновали свою мотивацию.

Но, отменив концы и в 9-10-х классах, министерство попутно лишило нас способности хорошо сформировывать сборную страны на международную олимпиаду последующего года. Кандидатов ведь постоянно выбирают конкретно из фаворитов «Всероса», и уже из их выбирают наисильнейших опосля летних сборов, осенних, декабрьских, опосля различных интернациональных соревнований. С ними работают в течение года! На данный момент совсем неясно, с кем работать. Если про потенциал десятиклассников хоть что-то понятно по прежним успехам, то о девятиклассниках, обычно, мы не знаем ничего.

Но это «проблема-2021». А «проблема-2020» в том, что непонятно, приедут ли к нам участники из остальных государств. Вот вы, допустим, живете в Германии и должны отпустить собственного даровитого малыша на олимпиаду в Петербург. И узнаете, что проходить она обязана в «Ленэкспо». А на данный момент что там? Ковидный лазарет. Мы его что, весь хлоркой зальем?

Естественно, работа по подготовке ведется, но на нашем, достаточно низовом, уровне. А о готовности принять малышей обязано быть заявлено на высшем уровне. Но министерству пока не до того, оно озабочено ЕГЭ.

— Вы заходите в Публичный совет при Минпросвещения. Вот соберется совет когда-нибудь, будете дискуссировать образование — чем необходимо заняться в первую очередь?

— Качеством очного образования. Обычного, недистанционного.

То же касается образования вузовского: крепить очное. В особенности в регионах. В превосходном кинофильме «Председатель» наилучший кузнец колхоза собирался уехать в город поступать в институт. Председатель в выполнении Миши Ульянова спрашивает его: «В какой институт?». Тот мнется: «Порнографический». Ему дают подсказку: «Полиграфический». И председатель гласит: «Не отпущу. Поэтому что тем ты говоришь, что неважно какая завалящая судьба в городке выше и лучше, чем то, что ты получаешь тут».

Ну не движутся выпускники столичного либо петербургского института буровыми мастерами на месторождения! Не движутся выпускники столичных педвузов учить в глухую сибирскую деревню! Все программки вроде «Учитель для Рф», «Земский учитель» не выручают.

У нас из 150 педагогических вузов разрушено больше 100. В Сибири была мощная Новокузнецкая педагогическая академия, ее сделали филиалом Новокузнецкого института, а потом в этом филиале организовали какие-то остальные факультеты… А позже оказалось, что в Кемеровской области не хватает учителей. И принято решение воссоздать, но уже на базе Кемеровского госуниверситета, университет для подготовки учителей. «Разрушим до основанья — а потом…»

А совершенно, в обыкновенной жизни наша «адаптация» — это сохранение обычных соц способностей. Да, в эру вируса обнимашки и рукопожатия ушли. Но не так давно ко мне приходил предприниматель и с порога протянул руку, и я ее пожал. Это было знаком того, что наше общение для нас важнее, чем опаски.

Неприемлимо, чтоб изоляция осталась с нами и опосля того, как пик эпидемии пройдет. Даже если этот вирус остается, мы должны соблюдать социальные нормы и привычки человека. А не загнанного в нору зверя.

Источник: narzur.ru

Добавить комментарий

Next Post

О Правде и Ереси

Чт Июл 9 , 2020
Принужденный переход на онлайн-образование в школах/университетах не много кого привел в экстаз. Разгромная критика сменилась рассуждениями на тему «как нам обустроить дистант» и что взять от него в светлое постковидное будущее. На эти вопросцы наш нынешний эксперт отвечает афоризмом: «Когда вагоновожатый отыскивает новейшие пути, трамвай сходит с рельсов». Наш собеседник — Сергей РУКШИН, народный учитель Рф, управляющий известного Матцентра (его выпускники — филдсовские […]