Фундаментальный просчет: спасет ли Минстрой систему капремонта повышением тарифов

Фото: ©mos.ru

Когда-то известный писатель утверждал, что москвичей испортил квартирный вопрос. Теперь им отравляет жизнь капремонт. Впрочем, проблема актуальна не только для столицы. Дискуссии по этому поводу идут и в коридорах власти, и в стесненных пространствах хрущевок. Предметов для споров множество, но, пожалуй, самая важная – собираемость платежей на капремонт. Что неудивительно – финансовая устойчивость любого масштабного проекта определяет его успех.

Вторая проблема, порождающая первую, – размер взносов. Очевидно, что они не могут не расти, учитывая кратно опережающий инфляцию в этом году рост цен на строительные материалы и услуги ремонтных организаций.

Минстрой недавно предложил скорректировать в сторону повышения тарифы на капитальный ремонт. Ведомство обосновывает инициативу необходимостью оказать поддержку региональным фондам и эффективности их работы. В частности, в министерстве считают необходимым разрешить менять цены ранее заключенных контрактов в пределах 25%. Чиновники уверяют, что инициатива не подразумевает автоматического повышения взносов для жителей многоквартирных домов.

То, что граждане в большинстве своем воспримут изменения правил игры болезненно, в Минстрое понимают. И призывают местные власти провести разъяснительную работу, постараться убедить жильцов в преимуществах программ капительного ремонта многоквартирных домов после повышении платы.

Задача, прямо скажем, неблагодарная, особенно в условиях накатывающихся одна за одной волн пандемии COVID-19. Экономика и рынок труда испытывают проблемы. Реальные доходы россиян не растут. Поэтому можно усомниться, что субъекты Федерации по доброй воле последуют столичным рекомендациям. Во многих регионах и без взносов на капремонт квартплата отнимает большую часть бюджетов домохозяйств. Возможно, в итоге будет предложен какой-то другой способ решения проблемы, чтобы избежать роста социальной напряженности.

Потенциально можно задействовать иные источники финансирования капремонта. Например, через механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) или международного частного партнерства (МЧП). Вопрос, удастся ли предложить инвесторам привлекательные условия для вложения средств, остается открытым.

Возвращать в любом случае придется с тех же платежей на капремонт, значит, решение о повышении взносов просто откладывается на будущее. Однако этим дело не ограничится. В Минстрое разработан законопроект об изменениях в Жилищный кодекс для определения сроков выполнения работ. Документ предполагает учитывать фактическое состояние конструктивных элементов зданий и техобследования. В случае принятия поправок можно будет делать корректировку краткосрочных и долгосрочных программ капитального ремонта, исходя из состояния конструктивных элементов, которые включены в капремонт.

Иными словами, появится возможность ремонтировать не всю многоэтажку, а, что называется, частями – по необходимости. В базовом варианте учитываются шесть основных конструктивных элементов – фасад, крыша, подвал, фундамент, лифты и инженерные сети. Но регионам хотят делегировать право расширять этот список. Кроме того, местные власти ориентируются на уровень платежеспособности населения при установлении взносов на капремонт.

Сегодня минимальный размер взноса устанавливают регионы, в том числе с учетом инфляции и методических рекомендаций Минстроя. В частности, суммы зависят от объемов планируемых работ. То есть зачастую ремонтируют дом целиком, хотя отдельные конструктивные элементы находятся в хорошем состоянии. Результат – чрезмерные затраты и искушение сократить издержки.

Впрочем, тут есть ловушка. Во-первых, кто будет определять приоритеты. Во-вторых, как их определять. Твердых гарантий, что чиновники не начнут применять двойные стандарты и произвольно устанавливать сроки, очередность и объемы капремонта, нет.

Еще важный нюанс. Согласно исследованию 2012 года Международной финансовой корпорации (IFC) и Европейского банка реконструкции и развития (EBRD), изучившим механизмы финансирования капитального ремонта и повышения энергоэффективности в многоквартирных жилых домах (МКД) в России, ежегодная потребность в инвестициях на период до 2035 года составляет от 220 млрд рублей (с незначительным устранением накопившихся проблем) до 1 трлн рублей (при комплексном ремонте с применением энергосберегающих технологий и материалов).

Однако расчеты в настоящее время устарели. С января 2021 года на рынке стройматериалов происходит настоящая ценовая катастрофа. Например, широко применяемая в жилищно-коммунальном хозяйстве труба типа ВГП 15ДУ с ноября 2020-го подорожала ровно в два раза.

В целях стабилизации ситуации и остановки роста цен Минстрой разработал поправки в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Они предусматривают, что заказчику разрешат корректировать цену контракта, заключенного на срок не менее года, если в период исполнения произошло существенное изменение стоимости ценообразующих ресурсов, в результате чего начальный проект подорожал более чем на 5%.

Впрочем, в Госдуму законопроект еще не внесен. Но даже если бы и был внесен, на оперативное принятие рассчитывать не приходится: с учетом сентябрьских выборов депутаты нового созыва соберутся на первое заседание не ранее октября.

Тем временем система капремонта все глубже погружается в кризис. Ее часто сравнивают с аналогом финансовой пирамиды, созданной при участии государства. В случае полного обвала средства на ремонт многоквартирных домов придется выделять регионам. Это будут деньги налогоплательщиков, большинство из которых все те же собственники жилья.

С учетом обстоятельств, похоже, впору задуматься о реформе института капремонта. Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективная система финансирования состоит из трех компонентов. Первый – регулярные взносы жильцов в фонд капитального ремонта, формируемый в каждом многоквартирном доме. В настоящее время в России все больше домов переходит от региональных фондов к специальным счетам, однако процесс идет достаточно медленно.

Второй источник – кредиты, предоставляемые коммерческими банками ТСЖ и жилищным управляющим компаниям. Третий – бюджетная поддержка в виде софинансирования капитального ремонта и предоставления гарантий коммерческим банкам через специально создаваемые государственные финансовые институты развития (гарантийные агентства, специализированные госбанки, фонды и т.п.).

В России, как представляется, возможно софинансирование из региональных бюджетов ремонта домов с высокой степенью износа. Пример – Калининградская область, где субсидии позволяют региональному оператору использовать более качественные материалы, устойчиво работать в условиях замороженных тарифов. Однако для широкого применения опыт Янтарного края едва ли годится. Для большинства субъектов Федерации дополнительная финансовая нагрузка сегодня будет непосильной. В ситуацию, скорее всего, придется вмешиваться центру и брать на себя софинансирование, в том числе в части кредитования региональных операторов капремонта по нулевым или низким ставкам.

Автор – доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна

Источник: narzur.ru

Добавить комментарий

Next Post

Жители Якутии задыхаются от лесных пожаров. Видео

Пт Июл 23 , 2021
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU В Якутии дым от лесных пожаров накрыл 51 населенный пункт, сообщает региональное управление МЧС. За сутки огонь распространился еще на 100 тысяч гектаров. «В зону задымления попадает 51 населенный пункт на территории Горного, Сунтарского,