Фантастический коммунизм

В последнее время, обратил внимание на несколько заметок разных авторов, с рассуждениями на тему коммунистической фантастики, описывающей светлое коммунистическое будущее. По их мнению редко кто хочет серьезно думать и создавать привлекательный образ светлого будущего к которому нужно и хотелось бы стремиться. На мой взгляд, они не совсем правы, и дело здесь вот в чем…

Как-то заметил, что многие понравившиеся когда-то книги, советских времен, стали гораздо менее интересными для меня. Задумавшись над причиной, понял, что проблема заключается в изменении не только наших жизненных условий, но и нас самих (мировоззрения, психологии… всего внутреннего устройства в целом).  Книги, в которых описана жизнь советских людей, в советское время, страшно далеки теперь от нас. Мы живем совсем в другом мире и стали из-за этого совсем другими людьми. Многие жизненные проблемы и сложности тех времен кажутся нам теперь глупыми, смешными и/или непонятными. Все это кажется скучным и неинтересными. И это для нас, людей родившихся и выросших в ту самую эпоху. Что уж говорить о тех, кто родился в мрачном капиталистическом Мордоре?

Читая книгу, мы всегда невольно ставим себя на место героев книги и проживаем их судьбы вместе с ними, но если мы сильно отличаемся от них, но такой ассоциации не происходит. Герои остаются для нас чужими. Это практическое наблюдение, стало доступным для нас, бывших советских людей, из-за редкого случая катастрофической социальной деградации страны и народа, когда мы все оказались отброшены из светлого будущего в мрачное прошлое.

Тот же механизм срабатывает и с фантастикой. Нам сейчас легко сопереживать героям капиталистических и феодальных фантастических миров (даже если они межзвездные и межгалактические), эти люди и миры близки и хорошо понятны для нас. Нам легко с ними ассоциироваться. Даже когда современные фантасты пытаются моделировать миры более совершенные в социальном плане, то у них невольно выходят разные варианты того же самого капитализма, от фашистской диктатуры до либеральной демократии. Их герои близки нам, но к коммунизму не имеют никакого отношения. Если даже кто-то из фантастов силой своего гениального воображения вдруг сможет пронзить внутренним взором наше будущее и построить модель настоящего коммунистического мира, то этот мир будет казаться нам абсолютно неестественным, скучным и непонятным. Его героев будут занимать странные проблемы и чувства, оставляющие нас совершенно равнодушными… Даже если такая книга будет (была) написана, мы никогда о ней не узнаем, она провалится. Ее никто не будет читать, а тем более покупать…

Настоящая коммунистическая фантастика, на современном этапе, может и должна описывать именно борьбу людей за коммунистическое будущее, т.е. революцию и/или переходный период. Для современной публики даже социализм уже будет (стал) не вполне понятен, а если описывать его в реалиях сегодняшнего дня, то поневоле может получиться антисоветская агитка… Если же говорить о пропаганде, то здесь возможностей достаточно много. Единственное, не нужно пытаться строить реалистичные социальные модели. Пропагандировать светлое коммунистическое будущее можно и нужно с помощью обычных сказок для взрослых. Т.е. историй, написанных для современного человека, в понятных для него реалиях, но вписанных в фантастические декорации… Впрочем, практически вся фантастика именно так и пишется.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: narzur.ru

Добавить комментарий

Next Post

«Призраки прошлого нельзя преодолеть молчанием»

Чт Июл 11 , 2019
Густав Герлинг-Грудзиньский, знаменитый польский писатель и журналист, наряду с Милошем и Гомбровичем считается одним из самых ярких деятелей польской литературной эмиграции XX века. Но главная его заслуга, наверное, в другом — он является одной из самых заметных фигур