«Это бесжалостный псевдоофлайн». Какие легенды о образовании разрушила самоизоляция

И может быть ли правильное онлайн-образование в критериях форс-мажора?

Во время эпидемии коронавируса и связанной с ним самоизоляции почти все заговорили о успешном, подходящем и правильном онлайн-образовании. Но одно дело — планомерный перевод в онлайн лекционных курсов, и другое — всей учебной работы в режиме форс-мажора. О этом рассуждает педагог Муниципального института российского языка им. А. С. Пушкина Александра Матрусова.

Уже много было написано, как тяжело детям, которые далековато не постоянно получают нагрузку, соразмерную их настоящим способностям (не говоря уже о времени перед экраном). Как тяжело родителям, которые мечутся меж собственной работой и учебой деток, как тяжело на техническом уровне организовать ее. Но весьма не много было сказано о том, как тяжело учителям и педагогам, принужденным работать в, не побоюсь этого слова, экстремальных критериях и на пределе собственных способностей.

Форс-мажорный переход в онлайн оказался мощным механизмом, развенчавшим огромное количество легенд, усиленно транслируемых (до этого времени!) адептами онлайн-обучения.

МИФ 1. ОНЛАЙН — ЭТО ЛЕГКО, ВЗЯЛ И ПЕРЕШЕЛ

Переход в онлайн-пространство и перенос туда даже 1-го читаемого в вузе курса — это большой длительный труд целой команды экспертов. Поглядите курсы, сделанные для онлайн-обучения, к примеру, ресурс Coursera. Почти всеми проповедниками онлайн-образования он приводится в пример как эталонный.

1-ая его изюминка — все видеоматериалы записывались проф операторами, в студиях, с грамотным наложением на видео лектора его презентации, с весьма кропотливым и осторожным распределением инфы по временным промежуткам. На курсере вы вряд ли отыщите лекции по полтора часа — тут будут 20-, 30-минутные информативные видео, к которым подготовлены испытания, большенный размер материалов для самостоятельного освоения, задания типа peer to peer review (оценка равного равным, проще говоря — оценка работ собственных же однокурсников) и так дальше.

Чтоб приготовить одно-два таковых занятия в критериях домашней изоляции, педагог должен обмыслить и записать лекцию на 30–40 минут (то есть на это уже уйдет еще больше 40 минут, которые по большинству эталонов планируются на одно занятие по повторно читаемой дисциплине), смонтировать эту лекцию, выложить ее на онлайн-платформе, приготовить к ней хотя бы один тест вопросцев на 10 (еще минут 40, если не час), приготовить перечень литературы, которую учащиеся должны изучить без помощи других (то есть взять всю литературу по предмету, из которой в обычной ситуации делается «выжимка» для лекций и семинарских дискуссий, и отобрать самое принципиальное).

Подготовка онлайн-занятий просит колоссального труда, и этот труд будет нескончаемо множиться пропорционально количеству курсов (предметов, дисциплин), которые ведет педагог/учитель. По большинству предметов усвоение материала проверкой тестов оценить нереально, означает, необходимо читать письменные работы (попытайтесь просто открыть 20 писем на почте, скачать 20 работ, закрыть их — сколько времени занимает лишь эта механика!). Группы и классы, которые набирались для работы в аудитории, не адаптированы для занятий онлайн хотя бы поэтому, что количество людей в этих группах таково, что услышать хотя бы по одному разу за занятие всякого учащегося — труд, схожий Сизифову. Еще одна неувязка онлайн-занятий — это отсутствие обычного зрительного контакта.

Вопреки бессчетным просьбам педагогов, далековато не все студенты включают камеры во время занятия, к примеру, в программке Zoom. Попытайтесь побеседовать 30–40 минут (либо настоящие полтора часа) с экраном, поделенным на темные квадратики (время от времени раскрашенные креативными аватарами типа котиков, кроликов, кружек, Мэрилин Монро и представителей андеграундной музыки).

Онлайн-преподавание готовится планомерно, заблаговременно, с полным осознанием того, какая аудитория придет в этот онлайн, с какими целями и на какой период. В вузе онлайн должен сочетаться с очными семинарами либо персональными консультациями, что на данный момент нет.

МИФ 2. ОНЛАЙН ДАЕТ МНОЖЕСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ, И ВЫ ОБЯЗАНЫ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

Как все преподавание перебежало в онлайн, возникли миллион и одна рекомендация о том, как можно замечательно применять способности Веба и разных программ, через которые ведется преподавание. Как волшебно применять в зуме белоснежную доску, презентации, совместное внедрение экрана, сколько сервисов для сотворения онлайн-квестов, как волшебно можно сразу писать в чате, раскрашивать части крокодила и играться вдесятером на арфе.

Все эти способности, непременно, есть. Но — во-1-х и в основных — осваивать их нужно в умеренном режиме, понимая, для чего, что и когда необходимо.

В режиме внештатном, когда педагоги и учителя совершенно пробуют осознать, как удержать в течение полутора часов внимание, скажем, группы китайцев в 25 человек, у которых по программке лекция по современному русскому языку, освоение новейших технологий только добавочно нагружает и без того перегруженную нервную систему.

Фактически каждое задание, призванное «раскрасить» пару онлайн и обеспечить вовлеченность студентов, готовится длительно. Если заблаговременно не существует шаблонов, а их, обычно, нет в тех формах и размерах, которые нужны для подходящего результата. Педагог может столкнуться с недопониманием студентов и (что греха таить!) их нежеланием очень врубаться.

И это тоже можно осознать — студенты переживают тот же стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз), что и педагоги, добавочно беспокоит форма оценки самостоятельной работы, домашняя среда быстрее расслабляет, чем мобилизует на учебные подвиги, в особенности в ситуации, когда педагог не лицезреет лица студента. И я ведь понимаю студентов — не у всех есть таковая роскошь, как своя комната для работы, у кого-либо на заднем плане будут маячить предки, у кого-либо — лезть в кадр младший брат либо сестра, и проще выключить камеру, чтоб эти идиллические картины не отвлекали всех.

МИФ 3. ОНЛАЙН ОСВОБОЖДАЕТ ВРЕМЯ ДЛЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ (РАЗВИТИЯ И ДРУГОГО)

Эта мифология тесновато связана с прошлыми пт. Чтоб высвободить время для хоть какой иной работы, преподавание онлайн обязано готовиться планомерно, задумчиво, тщательно и с ясным осознанием его целей и задач. Если же это делается так, как обязаны созодать педагоги по всему миру на данный момент, то стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз) от борьбы с техникой, пробы создать онлайн-занятия не наименее действенными, чем аудиторные, ответы на все вопросцы студентов, интенсивные поиски наилучших форм работы съедают столько сил и энергии, сколько не съедает никакое аудиторное занятие.

Для методической либо научной работы необходимо свободное время и размеренная голова, но голова занята тем, что нужно успеть впору вывесить на онлайн-платформу отчет о проведенном занятии, придумать, как провести занятие по зарубежному языку в группе в 25 человек, каким образом проверить домашнее задание у данной же группы, и так дальше.

Важно отметить последующее: адепты онлайна обожают подчеркивать, что работа из дома сберегает силы и время, затрачиваемые на поездку до института/школы и назад. Категорически утверждать, что это ошибочно, не стоит.

Но принципиально направить внимание вот на что: дорога на работу и с работы, какой бы энергозатратной она ни была, делает одну важную функцию — это собственного рода тамбур, переходник, перезагрузка, позволяющая перестроиться с 1-го рода деятельности на иной. Дойти от института до метро, проехать в метро, дойти от метро до дома — все это время призвано отключить голову хотя бы мало от хлопот рабочих и переключиться на домашние дела, на родных и близких.

Когда сходу опосля онлайн-занятия нужно встать и отвечать на вопросцы возлюбленных деток, мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) начинает конвульсивно трепыхаться и орать: владелец, а ты не хочешь отдать мне время переключиться?

Эй, стой, мы лишь что гласили про плюсквамперфект, почему я должен мыслить, где тот зеленоватый карандаш, на котором был голубий единорог? Подожди, владелец, какие еще статьи в скопус, о чем ты, иди играйся с ребенком!

МИФ 4. ОНЛАЙН НЕ МЕНЕЕ ЭФФЕКТИВЕН, ЧЕМ ОФЛАЙН

Онлайн быть может эффективен, это не вызывает возражений. При соблюдении всех вышеперечисленных критерий, при неплохой мотивации студентов (а стоит вспомянуть, что из записывающихся на доступные онлайн-курсы лишь 20–25% учащихся проходит их до конца!), при наличии технических способностей и так дальше. То есть в фактически безупречном мире.

На деле ценность живого людского общения в карантине лишь неоднократно подтверждается. Из 50 студентов, которым я задавала вопросец о том, как им нравится обучаться удаленно, положительно ситуацию оценил лишь один. Все другие дружно произнесли, что желают вспять, в аудиторию. Было бы наивно мыслить, что это соединено лишь с желанием созидать, как у доски мерцает педагог в поисках то мела, то тряпки, то в возмущении рявкающий на злосчастных, не в хороший час решивших проверить инстаграм (хотя начинают скучать уже и по этому).

Александра Матрусова

Студентам и школьникам недостает людского общения, и если в школе общение вне класса нечасто посвящено изучаемым предметам, то в вузе в коридорах еще почаще дискуссируют вопросцы, связанные с читаемыми дисциплинами, с услышанным на лекции, с тем, что произнес либо не произнес педагог. Почти всем знакома картина — лекция завершилась, а студенты толпятся рядом с педагогом, задавая какие-то вопросцы, а время от времени просто делясь своими соображениями, мемуарами и даже рассказывая смешные рассказы.

Жива атмосфера обмена идеями, мыслями, та самая синергия, о которой обожают гласить почти все гуру личного роста и бизнес-тренеры, отлично видна в творческой атмосфере университета. Здесь можно вспомянуть и очередной момент: современные ученые, у которых есть возможность разговаривать по скайпу хоть любой денек, много раз подчеркивали — онлайн можно неоднократно дискуссировать текущие вопросцы, вероятные опыты и направление исследовательских работ, но истинные прорывы происходят, когда все собрались в одной лаборатории.

МИФ 5. ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ЛЕКЦИОННЫЕ КУРСЫ, ДА И БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ, МОЖНО ПЕРЕНЕСТИ В ОНЛАЙН

Весьма нередко молвят — педагог ведь читает одну и ту же лекцию любой год, нужно записать ее и пусть студенты внимают.

Это утверждение опровергалось неоднократно, но на данный момент сделалось в особенности липовым.

Размер познаний по хоть какому предмету изменяется в современном мире быстро, и нет ни 1-го неплохого педагога, который не перестраивал и не пересматривал бы свои лекции раз в год. Но дело не лишь в этом — педагог, может быть, излагает любой год одни и те же факты, но в аудиторию приходят весьма различные студенты. Информация, которая просто была воспринята в прошедшем году, в этом году может вызвать вопросцы, животрепещущая шуточка через полгода растеряла свою актуальность, вопросцы, которые задает аудитории лектор (а неплохой лектор обязательно их задает, чтоб ощущать уровень осознания и концентрации студентов!), тоже не одни и те же, и основное — конкретно таковым образом выстраивается у учащихся система познаний, не просто набор фактов, а настоящая логичная картина.

Тут можно было бы уйти в разговор о нейрофизиологии мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) и сказать, что, согласно современным исследованиям, мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) человека развивается наиболее интенсивно, если идет человеческое общение, а не сидение у экрана.

Что касается практических занятий, можно представить, как смотрятся онлайн-занятия, к примеру, зарубежным языком с группой, в которой 20 человек… Либо нет, лучше не представлять.

МИФ 6. УЧИТЕЛЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПРОСТО КОНСЕРВАТИВНЫ И НЕ ХОТЯТ ПЕРЕСТРАИВАТЬСЯ

Учителя и педагоги открыты всему новенькому, в неприятном случае они просто не могли бы работать в современном мире. Та скорость, с которой большая часть из педагогов перебежали на онлайн-формат работы, подтверждает, что они готовы перестроиться.

Задачи начинаются, когда появляются технические, бюрократические и физические ограничения. Могу сказать по собственному опыту, что с началом онлайн-эпохи у меня (по закону бутерброда!) начались задачи с техникой — новехонький ноутбук стал с завидной регулярностью выдавать ошибку «голубого экрана», 2-ой ноутбук, испытанный в боях, отказался включать камеру и микрофон.

И ведь я фактически миллионер, при наличии-то 2-ух единиц техники! Ну и что, что пришлось срочно чинить ноутбуки и брать гарнитуру? Ну и что, что не у всех педагогов постоянно дома размеренный веб? Ну и что, что вокруг прогуливаются малыши, супруги и собаки? А еще параллельно высшие инстанции требуют отчитаться, как отлично удалось перестроиться на онлайн-формат, и лучше отчитываться о этом каждую недельку (ну отлично, любые две недельки, но тогда развернуто!).

Потому все, что происходит на данный момент в школах и университетах — это не онлайн-образование. Это псевдоофлайн, изматывающий, бесжалостный в собственной требовательности, собственной форс-мажорности.

И в данной ситуации охото пожелать педагогам и учителям лишь 1-го — сберегать себя. Сберегать свою нервную систему. Не жертвовать сном, чтоб в завтрашний урок вставить крошечную викторину для класса либо группы, которые никак не соберутся с идеями отвечать на вопросцы. Не переживать из-за темных квадратов на экране и аватарок с лягушками и Дартом Вейдером.

Сберегать себя, сберегать собственных учеников и студентов. Если нужно — побеседовать с ними за жизнь. Если можно — попросить их включить ту музыку, которую они внимают на данный момент. Если допустимо — обойтись раз без домашнего задания. Его наверное задаст кто-то иной.

Эта колонка родилась из весьма чувственного поста в фейсбуке, и количество объяснений к ней только обосновывает — те, кто предан собственному делу, преподаванию, близки к выгоранию, почти все уже на грани.

Дорогие педагоги, дорогие учителя, сберегайте себя! Мы встретимся в офлайне и справимся со всем. Как пел величавый бард — возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке.

Александра Матрусова

Источник: narzur.ru

Добавить комментарий

Next Post

МАЙЯ. ПОЗЫВНОЙ «ВЕСНА»

Пт Авг 14 , 2020
Фото отсюда Как отрадно и просто мы «носим» на собственных руках тех героев, которые успешны, известны, как гордимся знакомством с ними, и с каким энтузиазмом смотрим за их жизнью. Еще легче мы принимаем как нечто бесспорное, святое, в свое сердечко, тех, что ушли в вечность. Но как